Определение в психологии
Согласно определению в психологии, интеллект – это умение понимать и применять на практике абстрактные концепции, управлять познавательными свойствами, которые включают восприятие, концентрацию внимания, ощущения, память, мышление, воображение, волевые качества.
Интеллектуальный человек – это индивид, демонстрирующий высокий уровень мыслительной деятельности, познавательные способности, умение анализировать и систематизировать информацию по определенным критериям, делать верные, логические выводы. Интеллектуалы – люди, которые заняты в сфере умственного труда. Интеллектуальное поведение личности характеризуется признаками:
- Осознанные, обдуманные поступки.
- Сознательное, целенаправленное формирование полезных навыков.
- Планирование предстоящих действий.
- Планомерный, систематический характер деятельности.
- Создание новых методов достижения цели.
В психологии интеллектуализация – это процесс, в основе которого лежат психологические аспекты. Индивид, пытаясь защититься от негативного влияния на психическое состояние некоторых чувств (страх, душевная и физическая боль, разочарование, тревога, паника), абстрагируется от собственных ощущений и сознательно переводит их в разряд теоретических понятий.
Он рассуждает о своих негативных чувствах отстраненно, как о посторонних объектах, которые имеют к нему лишь частичное отношение. При этом отсутствуют полноценные переживания, что позволяет бороться с негативными эмоциями и уменьшать влияние отрицательных чувств на поведение. Нейтрализуя зависимость своих действий от эмоций, индивид сохраняет полное представление о них.
Минусами интеллектуализации является некоторая деформация восприятия действительности, искажение естественных реакций на внешние воздействия, ослабление, оскудение эмоционального фона, когда человек утрачивает способность выражать любовь, симпатию, нежность. Такие люди теряют навык обсуждения психологических проблем (обиды, переживания) с окружающими, что делает общение с ними бесстрастным, равнодушным, поверхностным.
Факторы, влияющие на интеллектуальное поведение
Интеллектуальное поведение человека может быть нарушено или изменено под влиянием различных факторов. Ниже представлены основные из них:
Фактор | Описание |
---|---|
Генетическая предрасположенность | Наследственность может влиять на уровень интеллектуальных способностей человека. Имеется генетическая основа, которая определяет наши интеллектуальные возможности. |
Среда обитания | Условия, в которых воспитывается и живет человек, могут оказывать значительное влияние на его интеллектуальное поведение. Доступность образования, характер общения, условия жизни — все это может сказаться на развитии интеллекта. |
Образование и обучение | Качество образования и уровень обучения также могут оказывать влияние на интеллектуальное поведение. Чем более глубокие знания и навыки получил человек, тем более интеллектуально развитым он может быть. |
Эмоциональное состояние | Эмоциональное состояние человека, такое как стресс, тревога или депрессия, может оказывать влияние на его интеллектуальное поведение. Негативные эмоции могут снижать концентрацию и способность к анализу и принятию решений. |
Физическое здоровье | Физическое здоровье также оказывает влияние на интеллектуальное поведение. Отсутствие заболеваний, правильное питание и здоровый образ жизни способствуют улучшению когнитивных функций. |
В целом, интеллектуальное поведение является сложным явлением, которое подвержено воздействию множества факторов. Понимание и изучение этих факторов позволяет лучше понять, как человек развивает свои интеллектуальные способности и какие механизмы влияют на его интеллектуальное поведение.
Характеристики интеллектуального поведения
Интеллектуальное поведение характеризуется рядом основных черт и характеристик:
Аналитическое мышление: способность анализировать информацию, выделять основные аспекты, находить закономерности и связи.
Творческое мышление: способность находить нестандартные решения проблем, придумывать новые идеи и подходы.
Логическое мышление: умение применять логические законы и принципы при решении задач и принятии решений.
Память: способность запоминать и восстанавливать информацию.
Внимание: способность сосредотачиваться на задаче и отделять важную информацию от неважной.
Саморегуляция: умение контролировать свое поведение, эмоции и мысли.
Важно отметить, что интеллектуальное поведение включает в себя не только когнитивные аспекты, но и эмоционально-волевые. Оно выражается в способности адекватно реагировать на сложные ситуации, решать проблемы, проявлять инициативу и находить ресурсы для достижения поставленных целей
Примерами интеллектуального поведения могут служить:
- Решение математических задач с использованием аналитического и логического мышления.
- Креативное решение проблем в дизайне или искусстве.
- Применение стратегического мышления в играх, таких как шахматы или го.
- Участие в дебатах, где необходимо анализировать информацию, формулировать аргументы и выстраивать логические цепочки.
Интеллектуальное поведение имеет ключевое значение в обучении и развитии человека, а также в профессиональной и личной сферах. Это комплексное понятие, которое объединяет различные аспекты нашего мышления и поведения, направленные на достижение знаний, решение сложных задач и преодоление трудностей.
Суть бихевиоризма
Это название получило одно из направлений в психологии, изучающее поведение человека. Изначально предметом бихевиоризма было исследование поведения животных в рамках биологии, но потом к этому добавился социальный аспект. Термин имеет английские корни и происходит от слова behavior – «поведение».
Психологи-бихевиористы выбрали для изучения самую простую универсальную схему, которая прекрасно объясняет наше поведение. В нее входят два компонента – стимул и реакция. Другими словами, большое значение отводится механическому влиянию внешней среды, благодаря которому мы совершаем различные действия.
Если, к примеру, будет поставлена задача выяснить, почему господин X или госпожа Y поступили именно так, а не по-другому, то сначала надо самым подробным образом описать поведение этих людей, затем найти в их окружении стимул, который заставил так себя вести, и после этого установить связь между стимулом и реакцией на него у господина X и госпожи Y.
Суть бихевиоризма
Схема достаточно проста, но ее применение подразумевает знания психологии, социологии, философии. И если начинался бихевиоризм как физиологическое учение, где простейшие связи выглядели как «видишь пищу – выделяется слюна», то в отношении человека все схемы стали гораздо сложнее.
Чтобы развить эмоциональный интеллект
- Учитесь осознавать свои эмоции и называть их. Произносите вслух что вы чувствуете.
- Принимайте эмоции и старайтесь проживать их без ущерба для себя и окружающих.
- Научитесь отделять эмоции от себя. Вы всегда больше, чем одна эмоция.
- Ищите и понимайте причину эмоции.
- Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте себе на пользу.
- Попробуйте применить инструменты EQ к другим людям.
- Пройдите специальную диагностику, чтобы определить уровень развития эмоционального интеллекта. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше прокачать навык.
Бихевиоризм: кратко о самом главном
Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.
Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.
Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.
Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.
Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.
Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.
Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.
По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.
О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне
Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением
Что такое интеллект
Определение
Интеллект — это совокупность особых психических способностей личности:
познавательных (внимание, воображение, мышление, представление, восприятие, ощущение, память);
связанных с решением проблем (рефлексия, воля);
направленных на использование знаний в управлении окружающей средой;
связанных с применением абстрактных понятий (логическое мышление, умение находить связи, ассоциации, отличия);
образовательных (запоминание, обучение, использование уже накопленного опыта, систематизация информации, ее классификация, нахождение закономерностей);
адаптационных (умение приспосабливаться к изменению условий, к возникновению новых ситуаций).
Примечание
В широком понимании интеллектом можно назвать способность человеческого мозга к организации своей деятельности таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать содержащуюся в нем информацию. Это своего рода «коэффициент полезного действия» мозга.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Автором понятия «интеллект» является британо-американский психолог Рэймонд Бернард Кэттелл. Он предложил условное деление интеллекта по своим свойствам на две группы:
- Способности, отвечающие за накопление опыта и использование уже усвоенных навыков и знаний (кристаллизовавшийся интеллект).
- Способность анализировать, логически мыслить, понимать и решать задачи, выходящие за границы имеющегося опыта (подвижный интеллект).
Значение интеллекта в жизнедеятельности человека настолько велико, что появилось понятие «интеллектуальной собственности».
Определение
Интеллектуальная собственность — это закрепленное на законодательном уровне исключительное право на результат собственной интеллектуальной деятельности, выражающееся как в имущественном, так и не имущественном виде.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Интеллектуальное поведение в психологии
Интеллектуальное поведение в психологии описывает действия, которые связаны с использованием интеллектуальных способностей и когнитивных процессов для решения задач, принятия решений и осуществления мыслительных операций. Оно включает в себя такие процессы, как анализ информации, оценка ситуаций, генерация и оценка альтернативных решений, планирование и контроль действий.
Интеллектуальное поведение играет важную роль в адаптации человека к окружающей среде и в достижении успеха в различных сферах жизни, таких как образование, работа, межличностные отношения и саморазвитие. Оно позволяет нам осознавать и понимать проблемы, устанавливать цели, разрабатывать планы и стратегии для их достижения, а также управлять эмоциями и контролировать свои действия.
Интеллектуальное поведение может проявляться в различных ситуациях и сферах деятельности. Например, в учебном процессе оно включает в себя умение анализировать учебный материал, применять полученные знания для решения задач, строить логические цепочки и делать выводы. В рабочей сфере интеллектуальное поведение связано с умением находить решения проблем, разрабатывать новые идеи, аргументированно выражать свои мысли и предлагать улучшения процессов и методов работы.
Интеллектуальное поведение также связано с личностными характеристиками, такими как самоорганизация, самоконтроль, самоэффективность и мотивация к достижению успеха. Кроме того, оно может быть развито и улучшено через тренировку и обучение.
В целом, интеллектуальное поведение является важным аспектом психологического функционирования, который влияет на нашу способность адаптироваться к изменяющимся условиям и достигать поставленных целей.
Особенности формирования и способы определения
В формировании интеллектуальных способностей задействованы разные физические и психологические свойства личности. Объемы памяти определяют количество информации, которую может запомнить и использовать индивид. Эрудиция представляет собой совокупность накопленных в ходе жизни знаний, однако не отражает в полной мере уровень интеллекта человека.
Можно получить диплом престижного ВУЗа, запомнить много полезной информации, но не уметь правильно интерпретировать, понимать, использовать ее. Интеллект – это способность здраво рассуждать, делать объективные, обоснованные выводы, извлекать практическую выгоду из накопленных знаний.
Чтобы определить интеллект человека, используют специальные тесты IQ, определяющие как уровень умственной деятельности человека, так и коэффициент интеллектуальных способностей в сравнении со среднестатистическими показателями. Любой тест IQ содержит задания возрастающей сложности.
Задания предлагаются с учетом возраста испытуемого, что уравнивает шансы аспиранта и подростка получить одинаковый результат. Научно обоснованные, профессиональные тесты разработаны психологами: Айзенком, Векслером, Кеттелом, Равеном. Факторы, влияющие на уровень умственной деятельности:
- Наследственная карта, генетический фонд.
- Социальное окружение – методы и особенности воспитания, психологический микроклимат в семье, поощрение ребенка к мыслительной и познавательной деятельности.
- Социальный статус – уровень финансового дохода, положение в обществе.
Английский психолог Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) в своем научном труде «Гений и наследственность» утверждал ведущую роль генетического фонда в формировании задатков интеллекта. Немецкий психолог Вильгельм Оствальд (Wilhelm Ostwald) напротив считал, что главенствующую позицию среди факторов, влияющих на уровень умственных способностей, занимает внешняя среда, в которой воспитывается и живет индивид. Статистика показывает, что в большинстве случаев одаренные дети вырастают в интеллигентных семьях, где родители получили хорошее образование и обладают высоким социальным статусом.
История знает исключения из правил. Известные личности: русский ученый-естествоиспытатель М. Ломоносов, немецкий философ И. Кант, австрийский биолог Г. Мендель, британский физик Э. Резерфорд, происходили из бедных, крестьянских семей, что не помешало им стать знаменитыми учеными и сделать немало великих открытий. Интеллектуальный тип личности характеризуется набором определенных свойств и навыков:
- Беглая, развитая речь.
- Ассоциативная (присовокупляющая к основному объекту область, связанных с ним знаний) память.
- Свободное оперирование числами.
- Понимание смысла слов.
- Скорость восприятия внешней информации.
- Пространственное мышление.
- Способность рассуждать и мыслить логически.
Измерение интеллекта при помощи тестов условно. Доказано, что многократное прохождение одинаковых тестов с каждым разом улучшает коэффициент IQ. Многие ученые указывают на низкую прогностическую ценность тестов – по результатам некоторых исследований, не все испытуемые, получившие высокий балл, справились с достижением целей в жизни.
Влияние интеллектуального поведения на успех
Интеллектуальное поведение играет важную роль в достижении успеха в разных областях жизни. Уровень интеллекта и способность адекватно использовать свои интеллектуальные способности влияют на нашу способность учиться, решать задачи, принимать решения и достигать поставленных целей.
Способность к решению сложных задач и креативному мышлению являются важными компонентами успеха в интеллектуальных профессиях, таких как наука, технологии, инженерия и математика. Люди с высоким уровнем интеллекта и умением применять свои интеллектуальные навыки эффективно часто достигают великих успехов в этих областях.
Однако, успех не ограничивается только интеллектуальными профессиями. В разных сферах жизни, от бизнеса до искусства, интеллектуальное поведение может оказывать значительное влияние на успех. Умение адаптироваться к новым ситуациям, анализировать информацию, видеть связи между разными факторами и принимать обоснованные решения – все это является частью интеллектуального поведения, которое может помочь нам добиться успеха в любой области.
Интеллектуальное поведение также влияет на нашу способность учиться. Люди с развитыми интеллектуальными навыками обычно лучше усваивают новые знания и быстрее развиваются в своих областях деятельности. Они имеют большую осведомленность о своем окружении и могут использовать свои знания для решения проблем и улучшения своей жизни.
Также, интеллектуальное поведение может оказывать влияние на нашу способность преодолевать трудности и неудачи. Люди с развитым интеллектуальным мышлением часто обладают высокой саморегуляцией и умением справляться с эмоциональным стрессом. Это помогает им сохранять позитивную мотивацию и продолжать работать над своими целями, несмотря на возникающие трудности.
Кроме того, интеллектуальное поведение может способствовать развитию критического мышления и способности анализировать информацию. Это позволяет нам принимать осознанные решения и избегать ложных умозаключений. Интеллектуальное поведение также может помочь нам стать более эффективными коммуникаторами и лидерами, так как оно способствует развитию навыков аргументации, убеждения и управления конфликтами.
В целом, интеллектуальное поведение играет значимую роль в нашей жизни и имеет прямое влияние на наш успех. Способность использовать свои интеллектуальные способности эффективно и развивать их помогает нам достигать поставленных целей и преуспевать в любой сфере деятельности.
Пути развития и улучшения интеллектуального поведения
Интеллектуальное поведение является основой для успешной адаптации в современном обществе. Понимание и развитие своих способностей могут существенно повысить эффективность работы мозга и качество принимаемых решений. Для улучшения интеллектуального поведения можно использовать различные методы и стратегии, которые будут способствовать развитию когнитивных функций и улучшению памяти, внимания и логического мышления. Ниже представлены основные пути и методы развития интеллектуального поведения.
Саморазвитие
Одним из основных путей развития интеллектуального поведения является саморазвитие. Это означает стремление к самосовершенствованию и постоянное обновление знаний и навыков. Для эффективного саморазвития можно использовать такие методы, как чтение книг и научных статей, прослушивание лекций и участие в образовательных курсах. Также полезно осваивать новые навыки и умения, расширять кругозор и анализировать свои ошибки.
Упражнения для мозга
Существует множество упражнений и тренировок, которые помогают улучшить интеллектуальное поведение. Одним из таких методов являются игры и головоломки, которые требуют логического мышления, внимания и решения различных задач. Также полезно заниматься решением математических задач и задач на логику, что помогает активизировать функции мозга и улучшить работу нервной системы.
Физическая активность
Физическая активность также влияет на интеллектуальное поведение. Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями способствуют улучшению кровообращения в мозгу, активизации мозговой деятельности и повышению уровня концентрации. Также физическая активность способствует снятию стресса и улучшению настроения, что положительно влияет на когнитивные функции.
Правильное питание
Правильное и сбалансированное питание также играет важную роль в развитии интеллектуального поведения. Употребление пищи, богатой витаминами и микроэлементами, способствует нормализации работы нервной системы, повышению уровня энергии и стимулированию мозговой активности. Такие продукты, как орехи, рыба, зеленые овощи и фрукты, являются особенно полезными для улучшения памяти, внимания и концентрации.
Психологические тренинги и методики
Психологические тренинги и методики могут помочь развить и улучшить интеллектуальное поведение. Некоторые методики, например, тренировка тревожности или техники управления стрессом, могут помочь в управлении эмоциями и повышении эффективности мышления. Также существуют методики по развитию творческого мышления или критического мышления, которые помогают активизировать когнитивные процессы и находить новые решения и идеи.
Развитие и улучшение интеллектуального поведения является постоянным процессом, который требует времени, усилий и самодисциплины. Однако, применяя эти пути и методы, каждый человек может существенно повысить свой уровень интеллектуального поведения и достичь большего успеха в жизни.
История изучения: основные и важные точки зрения
Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.
Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.
В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.
Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.
С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.
Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:
- Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
- Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
- Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.
Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.
Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.
Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?
Да! Столько всего неизведанного… И сфера интеллекта – часть этого неизведанного. 72.73%
Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними. 9.09%
Не могу сказать
Не осознаю важности таких исследований. 18.18%
Проголосовало: 11
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Экономика образования
Что такое синдром самозванца и как от него избавиться
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны
Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов»
Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Экономика образования
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Интеллект мужчины и женщины
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин давно интересовали психологов. Результаты исследований показывают, что имеется некоторое различие в строении головного мозга, но оно не влияет на уровень умственных способностей. С большинством задач мужчины и женщины справляются одинаково. Исследователи пришли к выводу, что средний уровень развития интеллекта у субъектов обоих полов одинаков.
Однако, если среди представительниц женского пола нет большого разрыва по уровню интеллекта (большинство женщин имеют среднестатистические показатели), то у мужчин он ярко выражен. То есть среди представителей мужского пола индивидов с очень низким уровнем интеллекта так же много, как и интеллектуалов с очень высоким уровнем развития умственных способностей.
Ученые выяснили что на развитие умственных способностей мальчиков влияет полноценное питание будущей матери во время беременности, в то время как на девочках это не сказывается. Это связано с тем, что мужской мозг является более уязвимым во время своего внутриутробного развития.
Помимо этого у мужчин и женщин наблюдается разница в проявлении отдельных качеств из сферы интеллекта. До пятилетнего возраста особых различий в характере развития интеллектуальных способностей не наблюдается. Однако после достижения этого возраста у мальчиков начинают активно развиваться формы пространственного интеллекта и навыки манипулирования.
Для девочек же свойственно преобладающее развитие вербальных способностей. У мужчин чаще развиваются аналитические способности, таланты к точным наукам, за которые несет ответственность левое полушарие. Среди них гораздо больше известных математиков и физиков, чем среди женщин. Зато у женщин активно развиваются способности к творчеству и интуиции, за которые отвечает правое полушарие.
Различия в свойствах интеллектуального развития мужчин и женщин можно объяснить следующими причинами: