«данко» краткое содержание легенды горького

Краткое содержание

Однажды ночью рассказчик сидел на берегу моря у костра и слушал рассказы старухи Изергиль

Она обратила его внимание на летающие далеко в степи голубые искры. Старуха сказала, что это искры от «горящего сердца Данко»

Давным-давно в степи жило племя сильных и красивых людей. Однажды на них напали многочисленные злые враги и загнали глубоко в лес. Привыкшим к вольным степным просторам людям было очень тяжело привыкнуть к жизни посреди непроходимых лесов и болот. Мужественные люди не боялись выйти на смертельную битву с врагами. Однако больше собственных жизней они ценили древние племенные «заветы», которые могли навсегда исчезнуть в случае их гибели.

Оставался другой выход – попытаться пойти вглубь лесов и найти новое место для поселения. Но людей пугала мрачная темнота, царившая днем и ночью в чаще. Они просто сидели на месте, постоянно жгли костры и думали, что делать дальше. Это бесконечное ожидание вселило в их сердца неуверенность, трусость и страх. Среди самых слабых людей племени стали раздаваться предложения вернуться назад и во всем покориться врагам.

Люди уже были готовы смириться с судьбой, покинуть болота с ядовитыми испарениями и стать рабами чужого племени. В этот момент вышел вперед Данко – очень красивый и смелый молодой человек. Он громко заявил, что не нужно отчаиваться. Люди должны мужественно пойти через непроходимые леса, ведь где-нибудь они рано или поздно кончатся.

Племя поверило в смелого юношу и согласилось пойти за ним

Подбадривая людей, Данко отважно повел их вперед. Путь был очень труден

Дорогу преграждали могучие деревья, густые кустарники, смертельно опасные трясины. Между трусливыми и слабыми людьми вновь поднялся ропот.

Однажды над лесом разразилась сильнейшая гроза. Сверкающие молнии наполнили души измученных походом людей беспредельным страхом. У них уже не осталось сил и мужества для продолжения пути.

Людям было стыдно сознаться в собственном бессилии, поэтому они выбрали главным виновником своих бед Данко. Они окружили смелого юношу и стали гневно упрекать его за бессмысленный поход. Данко напомнил соплеменником, что они сами избрали его предводителем, подчинились и согласились последовать за ним куда угодно, как «стадо овец». Гордый ответ Данко еще больше разъярил племя. Утратившие человеческий облик люди хотели схватить юношу и убить его.

Данко поначалу тоже разгневался и с презрением смотрел на озверевшую толпу, готовясь к смерти. Внезапно он почувствовал острую жалость и любовь к слабым людям, которых ждала неизбежная гибель в непроходимых мрачных лесах.

 С громким криком («Что сделаю я для людей?!») смельчак разорвал свою грудь и достал горящее ярким огнем сердце. Ослепительный свет озарил мрак. Высоко подняв собственное сердце над головой, Данко бросился вперед. Пораженное этим поступком племя последовало за юношей. Путь не стал легче. Многие люди погибали по дороге, но никто уже не возмущался и не роптал.

Данко долго бежал, освещая путь своим сердцем. Неожиданно лес закончился. Перед людьми открылась бескрайняя степь, над которой ярко светило солнце.

Юноша окинул взглядом широкую степь, счастливо рассмеялся, упал на землю и умер. Обрадованное племя даже не обратило внимания на его гибель. Лишь один «осторожный человек» заметил, что рядом с бесчувственным телом до сих пор горит сердце. Он незаметно раздавил его ногой. Пылающее сердце погасло, оставив после себя только искры.

Изергиль сказала, что до сих пор по ночам в степи можно видеть искры от сердца Данко.

Краткое содержание

Много лет назад жили «веселые, сильные и смелые люди». С трех сторон их поселение окружали дремучие леса, а с четвертой – простиралась бескрайняя степь. Однажды степь принесла им беду: появились воинствующие племена, и прогнали этих людей вглубь леса. Жить здесь было невозможно: густая листва огромных деревьев не пропускала солнечный свет, а из болот «подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Стало понятно, что нужно срочно покидать опасный лес. Перед людьми встал непростой выбор: вернуться в степь, где их поджидали «сильные и злые враги», или же двигаться вперед, пробивая себе дорогу через густые лесные заросли. Но деревья в лесу были такими крепкими и могучими, словно были сделаны из самого прочного камня. Их ветви так плотно переплелись между собой, что людей днем и ночью окружало «кольцо крепкой тьмы». Выбраться из этой западни было совсем непростым делом.

Все же, это были смелые люди, и они могли бы рискнуть и сразиться с врагами. Однако они не могли позволить себе погибнуть, «потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Пытаясь найти выход из этого положения, люди сидели и думали, как правильно поступить, вот только «ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». Вскоре люди ослабли от горестных мыслей, наполнявших их. В племени зародился страх, и многие уже были готовы принести в дар захватчикам свою волю, и «никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни».

Но тут взял слово молодой красавец Данко, который считал, что «не своротить камня с пути думою». Он предложил соплеменникам отправиться сквозь лес навстречу солнцу, ведь «все на свете имеет конец». В его глазах было столько внутренней силы и «живого огня», что люди поверили ему. Они попросили Данко вести их через лес и спасти от неминуемой смерти среди ядовитых болот. Дорога была очень трудной, на каждом шагу путников поджидала опасность: «болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей», ветви деревьев раздирали в кровь их тела. Люди все шли и шли, но не было конца этому страшному лесу. Напротив, он становился еще гуще и темнее. Обессиленные путники все чаще стали роптать на Данко, который завел их неизвестно куда, на верную погибель.

Однажды над лесом грянула гроза, и стало «так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Деревья-великаны скрипели под порывами ветра, синим пламенем сверкали молнии, пугая людей. Казалось, из темноты на них смотрит «что-то страшное, темное и холодное». Путники окончательно пали духом. Им, некогда сильным и бесстрашным, было стыдно признаться в собственном малодушии, и они принялись обвинять во всех своих бедах Данко. Люди назвали своего предводителя ничтожным, вредным человеком, из-за которого они вынуждены терпеть страшные лишения. Данко же возразил, что только в нем одном оказалось мужество вести вперед, и племя пошло за ним по доброй воле. Он упрекнул людей, что те не смогли «сохранить силы на путь более долгий», и шли, словно стадо овец.

Эти слова разъярили соплеменников Данко еще больше, и в толпе послышались призывы убить бесстрашного юношу. Данко окинул взглядом людей, и с горечью понял, «что они — как звери». Но он по-прежнему их любил, и искренне желал добра. В нем возникло огромное желание спасти свой народ, сделать для него великое дело. Без долгих раздумий Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Оно пылало так ярко, что затмило бы собой солнце. Даже самая глубокая тьма расступалась перед этим «факелом великой любви к людям».

Данко вновь возглавил племя и уверенно пошел вперед, освещая путь своим горячим, сверкающим сердцем. Очарованные невиданным зрелищем, люди безропотно отправились за ним. Вскоре лес расступился, открыв путникам бескрайнюю плодородную степь и стремительную реку. Окинув радостным взглядом «свободную землю», Данко гордо засмеялся, упал и умер. Его смерти никто не заметил, и только один осторожный человек, увидев еще пылающее сердце, раздавил его ногой, словно боясь чего-то…

Краткое содержание

Жители этого племени были смелыми и готовы пойти биться насмерть с неприятелем, который изгнал их с прежних мест обитания, но было у этих людей то, что их останавливало – среди них существовали заветы, которые не должны были умереть вместе с ними. И вот потому долгими тревожными ночами сидели люди и думали, как им поступить. Страх и ужас, который испытывали они, сделал их слабее и трусливее. И однажды, когда они были готовы уже отдаться в руки врага, появился Данко и стал для всех них спасителем.

По тому, как старуха вела свой рассказ, было понятно, что эту историю она рассказывала часто. Голос ее, скрипучий и глухой, словно бы воспроизводил шум леса, в котором жили те самые люди.

Данко был одним из людей этого табора. Он был смелым красавцем и говорил своим сородичам о том, что ни к чему тратить время и силы на угнетающие думы и тосковать, нужно действовать и идти вперед. Все плохое рано или поздно заканчивается. Увидели люди и силу, и смелость Данко, доверились ему и сказали: «Веди нас!». И Данко повел.

Люди безоговорочно поверили Данко и все как один пошли вслед за ним через дремучий лес. Это был трудный путь, лес становился все гуще и темнее, да болото затрудняло путь. Силы многих были на исходе. И вот среди людей начались разговоры о том, что зря они доверились Данко, он еще слишком молод и неопытен, разве выведет он их из непроглядной тьмы. Но Данко эти разговоры не слышал, он шел впереди.

Однажды случилась гроза. И лес и без того страшный и опасный стал еще темнее, вершины деревьев, точно великаны, раскачивались и протягивали руки к путникам. Сверкали молнии, лишь на секунду освещая путь. Казалось, что из темноты, простирающейся впереди, смотрит на них что-то страшное. Люди были утомлены так, что пали духом и стали роптать на Данко, упрекать его в том, что не знает он, куда ведет их и не сможет вывести.

Тогда было решено остановиться. И люди сразу устроили Данко суд. Со злобой стали они упрекать его в ничтожности, пугая его погибелью за то лишь, что утомил их в пути.

Данко открыто им отвечал: «Вы сами сказали «веди»…». Он говорил им о том, что они не сделали ничего, чтобы помочь себе, только шли и шли, не умея сохранять свои силы для долгого пути. Эти слова вызвали у людей еще больший гнев, и они принялись кричать Данко: «Ты умрешь!»

Лес все громче и громче гудел, молнии, освещавшие лица, позволили Данко увидеть тех, ради кого он отправился в дорогу. В темноте казались они ему зверями, тогда он понял, что нет в них благородства и что они не пощадят его.

Сердце Данко наполнилось негодованием, но так ему было жалко людей, что он думал не о себе, а лишь об одном – без него они погибнут. Почувствовал Данко, что несмотря ни на что хочет спасти их, вывести их из тьмы. И сердце, и очи его вспыхнули огнем желания, но люди решили, что Данко разозлился и стали вести себя осторожнее. Как стая волков окружили они Данко, смыкая круг все плотнее и плотнее, желая убить его. Но Данко сразу понял, что задумали люди, и его сердце только еще сильнее загорелось желанием сделать что-то для них.

И вот он разорвал себе грудь и, вырвав руками из груди сердце, поднял его высоко над собой. Оно пылало ярче солнца и люди, изумившись этим зрелищем, стояли, боясь пошевелиться. Данко позвал людей за собой, точно факелом освещая путь своим сердцем. Как очарованные люди пошли за ним и вскоре лес расступился, и впереди показалась прекрасная степь. Окинул взглядом Данко все вокруг и упал замертво. Люди же, исполненные радости, не увидели, что погиб Данко, и что рядом с ним все еще пылает его сердце. И лишь один человек, напугавшись чего-то, наступил на сердце ногой, а оно рассыпалось на искры и погасло.

Это и есть те самые голубые искры степи, что бывают перед грозой – добавила старуха.

Когда она закончила рассказывать одну из своих сказок, автор задумался: сколько еще таких историй хранит ее память?

Подул ветер и автор укрыл старуху Изергиль, которая уже начала засыпать, а сам прилег рядом на землю. Степь успокоилась, и только море вдали шумело тихо и печально.

Краткое содержание

Лирический герой, закончив дневной сбор винограда, вместо того, чтобы гулять и развлекаться со своими ровесниками, любуется природой на берегу моря. Вместе с ним остается старуха Изергиль. Смысл ее вопроса сводится к одному: молодые должны гулять и петь, а не сидеть со стариками. Она уверена, что хорошо живется только тем, в ком есть сила и огонь. Постепенно между ней и лирическим героем завязывается разговор. Она рассказывает ему несколько, казалось бы, не связанных историй.

О Ларре

В одном из племен орел похищает девушку. Все попытки ее отбить оказываются безуспешными. Через двадцать лет она снова приходит в племя со своим сыном. Это красивый молодой человек, который отличается непомерной гордыней. Он убивает дочь старейшины, которая не соглашается с ним остаться.

Разгневанное племя долго выбирает ему наказание. Наконец, они решают покарать его неуязвимостью и вечным одиночеством. Десятки лет Ларра наслаждается такой жизнью: крадет скот и лучших девушек.

Но однажды устает от этого и сам выходит к людям, чтобы принять смерть. Никто не убивает его, даже силы природы отказываются дать ему покой. Одинокая и пустая жизнь становится самым мучительным наказанием для Ларры, променявшему любовь и уважение окружающих людей на гордыню. По легенде его иссушенная тень до сих пор бродит по свету.

О своей молодости

Смысл своей жизни старуха Изергиль видела в страстях:

  • меняла любовников, переходя от одного к другому,
  • шла против правил морали (например, сбежала от богатого турка, соблазнив его 16-летнего сына),
  • знала цену своей молодости и красоте и пользовалась этим, спокойно живя за счет мужчин.

Одновременно с этим ей не чужды высокие порывы. Так, она освободила любимого мужчину из русского плена, а потом, поняв, что не нужна ему, гордо прогнала. Не согласилась и на сожительство с паном, который в буквальном смысле осыпал ее золотом, продав для этого все свои земли и владения.

Старуха Изергиль смысл жизни видела в том, чтобы поступать так, как велит ее влюбчивое сердце. Но это иссушило ее, как Ларру. Она жалеет об ушедшей молодости, живет в одиночестве. Лирический герой не видит былой красоты своей собеседницы.

О Данко

Легенда о мужественном герое давно вышла за пределы этого произведения, а его имя стало нарицательным. Его народу пришлось скрываться от врагов в густом и темном лесу, и постепенно людьми овладели отчаяние.

Многие предлагали сдаться врагам. Тогда Данко взял на себя смелость вывести людей из леса к новой жизни. Когда они сбились с пути и гневно начали обвинять его, он вырвал из груди свое сердце и осветил дорогу.

Люди вышли к свету и, полные радостных надежд, забыли о подвиге Данко. А один неосторожный человек даже наступил на его сердце. И оно угасло, рассыпавшись в искры.

Объяснение сюжета

Горький показывает три линии судьбы – эгоистическую, зависящую от страстей и жертвенную. Смысл жизни каждый из героев произведения «Старуха Изергиль» находит в своем.

В период расцвета революционных настроений образ Данко волновал его сильнее всех остальных. Для него именно этот герой олицетворяет единственно возможную цель жизни – для людей и их будущего счастья, невзирая на себя и свои желания.

Однако, человеческая жизнь всегда дуалистична: наполнена подвигами и подлостями, смелостью и страхами, любовью и жестокостью. Недаром Ларра и Данко – герои легенд, а старуха Изергиль – смысл настоящей жизни. Образы героев легенд слишком контрастны, романтичны: Ларра лишен достоинств, а Данко – недостатков. Тогда как старуха Изергиль – живой человек, готовый под влиянием обстоятельств пойти как на подвиг, так и на преступление против совести. Недаром ее история композиционно расположена посередине между легендами о Ларре и Данко.

Анализ произведения

Тема

Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия

Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,

Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.

Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.

Проблематика

Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его  счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.

Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм  могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.

Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.

Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.

Композиция

Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.

Жанр и направление

В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:

  • Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
  • Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
  • В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.

Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».

Пересказ содержания очень кратко

Теплым осенним вечером автор знакомится со старухой Изергиль. Она рассказывает ему три разных истории.

  1. Легенда о Ларре Первая повествует о гордеце по имени Ларра, сыне орла и человека. Он кичился своим происхождением, несправедливо относился к людям и в конце концов совершил убийство.Соплеменники изгнали его, сделав изгоем. Карой для героя стала вечная жизнь, вечные скитания, он искал смерти, но она не приходила к нему. Так и ходит Ларра по земле, став тенью.
  2. История старухи Изергиль Вторая история Старухи Изергиль — краткое описание её собственной жизни.В разговоре с рассказчиком она вспоминает о том, как была молода и красива. В её жизни было много мужчин, которых она по-своему любила. Большинство возлюбленных страстной Изергиль забирала смерть. Ей и самой пришлось на душу взять грех убийства.Она жила ярко, любила мужчин горячих, интересных. На склоне лет Изергиль осела в Бессарабии и теперь коротает старость в одиночестве, вспоминая богатое прошлое.
  3. Легенда о Данко Третья история — Легенда о Данко. Её герой добр и самоотвержен, он посвятил жизнь служению людям и пожертвовал собой ради них. Когда племя Данко оказалось под угрозой гибели в темном лесу, он вызвался быть проводником и отвести людей в более пригодные для жизни места. Долгий путь утомил соплеменников, они обозлились на Данко. Тогда герой вырвал из груди своё пламенное сердце и осветил людям путь к лучшей жизни. Вот только народ его жертву не оценил. Как только угроза миновала, о герое моментально забыли, а его сердце было растоптано. С тех пор над степью появлялись голубые искры, так Данко напоминал о себе.

Сейчас читают

Трифонов Юрий Валентинович – знаменитый советский писатель. Родился Юрий Валентинович в Москве в небольшой семье. Отец мальчика Валентин Андреевич Трифонов был большевиком

Мысль о написание комедии появилась у Гоголя во время работы над другим не менее известным произведением «Мертвые Души». В переписки с Пушкиным он попросил его написать сюжет комедии из пяти актов.

В одной из книг о первой мировой войне утверждается, что наступление британских войск в Сен- Монтобане сорвалось из-за дождя, но найденная записка немецкого разведчика Ю-Цуна проливает

Темой легенды является страх народа перед новой жизнью, беспомощность в трудных жизненных обстоятельствах, а также благородство и самоотверженность храбрых людей, готовых отдать жизнь за своё племя.

Зарождение образа героя

Максим Горький долгое время вынашивал в голове прообраз героя своего будущего произведения. В первую очередь на его формирование повлияло путешествие писателя по Бессарабии и Румынии, а Данко — не что иное, как цыганское имя, которое в переводе означает «младший сын» или «цыганёнок». Уже после публикации «Старухи Изергиль» автор поделился, что для него образ Данко тесно связан с реальным прототипом — Августом Стриндбергом, шведским писателем, публицистом рубежа XIX и XX веков: оба «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».

Есть у образа главного героя и более древний предшественник — Прометей, титан в античной мифологии, который даровал людям огонь. С Данко его связывает жертвенность и общая стихия. Исследователь Ирина Ерёмина отметила, что ещё одним источником для Горького стал труд Эмпедокла «О природе», где сказано, что огонь — вечен и даже разумен.

Жизнь старухи

Умение сопереживать, найти в самых обыденных вещах элемент романтики и возвышенных чувств — таким предстает перед читателями ранний Горький М. Краткое содержание Данко, этой красивой легенды, автор предваряет рассказом о жизни самой старухи Изергиль.

Вторая часть этого замечательного рассказа носит несколько автобиографичный характер. Старуха Изергиль вела достаточно бурную жизнь, она много путешествовали и видела многих людей. Сама она обладала безумной гордостью и любила играть на чувствах людей, использовать их для достижения своих целей. Когда она любила мужчину, то отдавалась этой страсти окончательно и бесповоротно, готова была ради этого человека на все. Она могла даже убить человека, чтобы освободить своего возлюбленного из плена. Но чувства ее быстро угасали, тогда она поворачивалась спиной к тому, кто еще недавно был ей так дорог.

И только под конец жизни старуха поняла, что счастье — оно не в страстях, не в сильных чувствах, а в тихой семенной жизни, когда рядом есть любимый муж и долгожданные дети. Увы, жизнь прошла, но ничего этого у старой женщины нет.

Спасение соплеменников

Одурманенные «факелом» молодого человека, они неслись сквозь лес, но по-прежнему погибали. Не было жалоб и скорбей, ведь путников грело не только пылающее сердце, но ещё и надежда на то, что они выберутся из мрачного леса и начнут новую счастливую жизнь вдали от прежних невзгод. А тем временем Данко продолжал их вести к мечте.

Словно во сне, лес остался позади, и люди под предводительством парня оказались в пучине тёплых солнечных лучей, свежего воздуха и сияющей от света лучей. Юноша окинул взглядом широкую степь, на закате всё было таким небывалым и волшебным, каким никогда в жизни им не казалось. Данко засмеялся не просто с радостью, а с некой гордостью.

Люди, очарованные окружающей их свободой, не сразу заметили лежащего на земле парня, но рядом с ним всё также пылало любовью к людям его бескорыстное сердце. Данко был мёртв, а пугливый соплеменник раздавил сердце ногой, которое стало медленно угасать, а не гореть.

Этим старуха закончила свой пересказ легенды. Вокруг была пугающая, но манящая тишина, которая будто сама задумалась о героической смерти Данко. Изергиль тем временем задремала, но сколько же ещё легенд осталось в её памяти… Однако эта история заставляет задуматься не только о ней самой, но и удивляться людям, которые могут это придумать.

Прикрыв старуху, автор лёг на землю около неё. Вокруг было по-прежнему тихо…

Краткий пересказ легенды о Данко

Некогда жило огромное племя с сильными и бесстрашными людьми. С трех сторон их родные земли окружали густые леса, а с четвертой — открывались виды на всепоглощающие безграничные поля. Несколько столетий жили они без нужны и опасностей, однако вскоре степь принесла напасть в лице воинственных разгоряченных племен, мечтающих завладеть территорией. И старый народ был вынужден покинуть любимые земли ради спасения жизней. Но дремучий лес встретил гостей с мраком и холодом, а смрадные болота морили всех, кто был слаб духом и телом.

Многие понимали, что жить в таких условиях — невыносимая мука. Однако вернуться назад они не могли, поскольку боялись войн и возможной нескончаемой кровопролитной борьбы. Постепенно сплоченный и здравомыслящий народ лишался рассудка из-за бесконечных дум, что не приводили к ответам. Никто не желал брать ответственность за благополучие других, несмотря на то, что в далеком прошлом каждый мог похвастаться силой, умением защищать, отвагой и целеустремленностью.

Все перестали верить и надеяться на светлое будущее, но внезапно молодой и разгоряченный юноша Данко осмелился и предложил дорогим соплеменникам отправиться в путь через беспросветную темную гущу леса к теплому солнцу и желанному спокойствию. Его глаза пылали уверенностью, оттого зарождали, казалось бы, давно утерянную веру. И все пошли за юным словом, переполненным отвагой.

Дорога была трудна — она не щадила слабых и немощных. Каждый шаг кричал об опасности. Кромешная темнота пугала до дрожи, а ветви деревьев словно хлысты разрывали «души» многих в кровь.

Однажды над густыми беспросветными лесами поднялся еще более ужасающий мрак, вызванный оглушающими грозами и ослепляющими молниями. Ветви растений скрипели под тяжестью ветра, что пугало, вгоняло в страх и безрассудство — так некогда великий народ всецело пал духом. Они не позволяли собственным языкам проронить слова о личной слабости, поэтому каждая новая гадкая фраза была направлена на Данко, в котором ранее они видели спасителя, а сейчас — монстра, несущего гибель

А юноша всеми возможными способами пытался защитить себя, заостряя внимание на том, что он — единственный, кто готов идти до конца из веры в лучшую жизнь.

Это злило и раздражало многих, и призывы убить «бесстыдного и ничтожного спасителя» постепенно расходились из уст в уста бессильной толпы. Данко видел в них зверей, но по-прежнему дорожил, любил и хотел привести к счастью и благополучию. Именно по этой причине юноша разорвал руками грудь, вырвал сердце и высоко поднял его над головой. Оно словно маяк освещало путь, и тьма погибала от ярких лучей, пропитанных добром.

Данко шел вперед, а следом за ним плелось племя, завороженное сиянием истинной и безграничной любви. Все бедствия и страхи отступали на второй план, и некогда гремучий лес расступался, открывая взору «свободные земли», хранившие плодородную почву и радостные стремительные воды реки. Юноша с горящим сердцем в руках звонко смеялся, а позже упал и умер

Однако никто не обратил на это внимание — лишь встревоженный мужчина, заметив «факел», раздавил его, словно остерегаясь будущих свершений.

Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры — проявление одного и того же чувства — любви. Бесспорно, Данко и Ларра — личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе». Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен. Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы — бестелесная тень, обреченная на скитания. Ларра осознал свое «лучшее» право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток. Данко изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Сердце героя вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их на «легкий путь». Он был готов пожертвовать всем, чтобы помочь людям и ничего не требовал взамен. Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры «не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого». Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: «Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь». Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры — эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям. Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры. Дарко и Ларра — два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: «Что я сделаю для людей?! — сильнее грома крикнул Данко». Это неумирающий вопрос, который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.

Глава 2: Об Изергиль

И вот тут уже рассказал пошел про любовь. Еще в молодости героиня пользовалась интересом со стороны мужского пола. Мужчины ее любили, а Изергиль было нетрудно ответить им взаимными чувствами. Тем более, в каждом юноше девушка видела своего героя и думала о том, что именно с ним она построит свое будущее, а чувства будут взаимными и вечными. Но каждый раз сталкивалась с разочарованием и «суровой реальностью».

Годы проходили в поисках «того самого», мужчины постоянно менялись: каждый из них не становился тем, кого Изергиль назвала бы своей судьбой. Девушка продолжала жить эмоциями. Они заполняли ее сердце и бередили душу. Для нее каждое чувство было вечным и на всю жизнь, а если же оно ушло, то ни о каких отношениях дальше речи не шло. Она не боролась за то, что не могла спасти. Но любви Изергиль отдавала всю себя, будучи готовой пойти даже на убийство во имя великого чувства. Отчего жены тех, кому нравилась девушка, не любили ее. Одна из них даже ранила Изергиль в грудь, руководствуясь всеразрушающей ревностью. Благо, девушка сумела выжить благодаря монашке, что прониклась сожалением и жалостью по отношению к Изергиль. Но даже за спасение полячка не получает благодарности: вместо этого героиня сбегает с братом монашки к ним на родину.

Но жизнь у Изергиль и избранника не складывалась: парень был груб по отношению к девушке, и та не стала этого терпеть. Она просто столкнула его в реку и сразу же забыла про него, в тот же момент заинтересовавшись другим. Но время шло, а избранника на всю жизнь Изергиль так и не нашла. Хотя мысли о необходимости семьи, рождении детей и «гнездышке» прочно поселились в ее голове.

И вот, наконец, она вышла замуж. Даже прожила долгие годы в счастливом браке, но ныне была вдовой. Именно из-за этого воспоминания о былой юности и красоте так часто одолевают ее душу, а мысли о том, можно ли было все исправить и просуществовать жизнь иначе – разум. Но судьба уже расставила все по своим местам, а Изергиль теперь ждало одиночество до конца ее дней. Теперь она стара, слаба и уродлива, прежней жизни ей уже не вернуть.

На этом рассказ закончился и уже пора было бы расходиться по домам, но старуха увидела голубые огни, что зажглись где-то вдали. Похожие на всполохи искр, они разукрашивали вечернюю темноту. Отчего Изергиль сказала о том, что это, должно быть, Данко, и стала рассказывать уже третью историю. Все также поучительную, но более грустную.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: