Слайд 64. Закономерность методов обученияЭффективность дидактических методов зависит от: а) знаний
и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания
обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.5. Закономерность управления обучениемПродуктивность обучения зависит от:а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.6. Закономерность стимулирующего обученияПродуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Характеристики обучения
Существуют отдельные характеристики, которые помогают понять, освоил ли обучаемый материал или нет:
- Овладение. Каждый ученик должен овладеть тем материалом, который ему дали.
- Усвоение. Когда данный материал получен, то его нужно усвоить с помощью специальных методик и понятий.
Изменения. После того, если ученик смог усвоить данный ему материал, в его личности начинают происходит заметные изменения. Он уже больше знает, смотрит на вещи с другой стороны, не задает каких-либо лишних вопросов и т.д.
Поведение. В результате полученных знаний у обучаемого начинает формироваться определенная модель поведения, воспитания.
Организация и основные этапы самого результативного процесса обучения взрослых
Наиболее сложным в образовании принято считать обучение взрослых людей. Проблема заключается в том, что это уже опытные, сформировавшиеся личности, которым перестроиться бывает не так уж просто.
Здесь на помощь приходит современная педагогическая наука, наименование которой — андрагогика (в переводе с греческого aner, andros – «мужчина в возрасте, зрелый», а ago – «веду»). Её основной принцип заключается в том, что главенствующую роль в процессе обучения занимает ученик, а педагог выступает в роли наставника, который может направить, пояснить и подсказать.
Она раскрывает как теоретические, так и практические проблемы в сфере воспитания, образования и обучения взрослых в течение всей жизни, учитывая при этом не только возрастные особенности, но и национальные, социальные, психологические.
На практике, результатом данной методики становится заинтересованность в обучении, а самое главное – более ответственный подход.
Этапы самого результативного процесса обучения взрослых
После получения информации о новом подходе, может последовать следующий вопрос: «Как называется результат данного процесса обучения?». Он вполне логичен, но, чтобы не опережать события, сначала следует разобраться с тем, как можно организовать процесс образования взрослых (с целью повышения его эффективности).
Для вас подарок! В свободном доступе до
22.10
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
В соответствии с принципами андрагогики, а также педагогики, выделяют 6 основных этапов процесса обучения взрослых людей. Все они представлены в таблице.
Этап | Задачи | |
1. | Определение целей (для чего требуется обучение, какие проблемы сможет решить и т.д.) | Выбрать основные потребности в образовании и постараться сформировать из них несколько отдельных блоков. Это могут быть: жизнь в социуме; здоровье; личная (семейная) жизнь; досуг; рост и развитие личности; навыки по специальности; общее образование. |
2. | Диагностика отдельной личности | Необходимо учесть все особенности для перехода на следующий этап, а также подбора учебного и когнитивного стиля: жизненный опыт (его характер и объём); психологические особенности; физиология. |
3. | Планирование образовательного процесса | Определить основные цели и задачи; структурировать материал; подобрать оптимальные методы обучения, формы; установить критерии дальнейшего оценивания; подготовить документацию для заключения учебного контракта. |
4. | Создание необходимых условий для обучения | Позаботиться о физических условиях, сделать их максимально комфортными; найти методички и другую литературу; создать благоприятную психологическую обстановку для занятий. |
5. | Реализация образовательного процесса | Использование на практике подобранных методов обучения; задания, направленные на использование опыта обучающихся, а также на вовлечение их в различную деятельность. |
6. | Оценивание результатов процесса обучения, а также всех его этапов (внесение корректировок при необходимости) | Нужно оценить: усвоение учебного материала; уровень знаний, а также пробелы в них (если имеются); программу и её составляющие; эффективность процесса обучения и его комплексную результативность. |
Основной этап
Основной этап процесса обучения является самым важным и насыщенным. На этом этапе преподаватель представляет студентам основной материал, объясняет новые понятия и концепции, демонстрирует примеры и проводит практические упражнения.
Представление материала
Преподаватель начинает основной этап, представляя студентам новый материал. Он может использовать различные методы и формы работы, такие как лекции, презентации, демонстрации, видеоуроки и т.д. Цель этого этапа – донести информацию до студентов и помочь им понять основные понятия и идеи.
Объяснение понятий и концепций
Преподаватель разъясняет студентам новые понятия и концепции, используя простой и понятный язык. Он может давать определения, приводить примеры, проводить аналогии и сравнения, чтобы помочь студентам лучше понять и запомнить материал.
Демонстрация примеров
Чтобы помочь студентам лучше усвоить материал, преподаватель может проводить демонстрации и показывать примеры. Например, в предмете педагогика он может показать, как проводить уроки с использованием различных методов и приемов, чтобы студенты могли увидеть, как применять теорию на практике.
Практические упражнения
Чтобы закрепить и применить полученные знания, преподаватель проводит практические упражнения. Это могут быть задачи, упражнения, ролевые игры, дискуссии и другие активности, которые помогают студентам применить свои знания на практике и развить навыки.
Основной этап обучения является ключевым для усвоения материала и развития навыков. Преподаватель должен создать подходящую обстановку и использовать разнообразные методы, чтобы помочь студентам максимально эффективно усвоить представленный материал.
Слайд 9Дидактические принципы СДП4. Принцип минимакса: школа должна предложить ученику возможность
освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной
ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5. Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6. Принцип вариативности: формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7. Принцип творчества: максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Таблица по теме “Этапы процесса обучения”
Этап | Описание | Цель |
---|---|---|
Подготовительный этап | Этот этап включает в себя определение целей обучения, выбор методов и средств обучения, а также организацию учебного процесса. | Подготовить студентов к основному этапу обучения, определить основные задачи и цели обучения. |
Основной этап | На этом этапе происходит активное обучение студентов, осуществляется передача знаний, формирование навыков и развитие компетенций. | Обеспечить освоение учебного материала, развить у студентов необходимые навыки и компетенции. |
Заключительный этап | На этом этапе проводится оценка результатов обучения, а также рефлексия и обобщение полученных знаний и навыков. | Оценить уровень достижения целей обучения, провести рефлексию и обобщение полученных знаний и навыков. |
Слайд 5Система закономерностей И.П. Подласого1. Закономерность цели обученияЦель обучения зависит от:
а) от уровня и темпов развития общества; б) потребностей и
возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики. 2. Закономерность содержания обученияСодержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.3. Закономерность качества обученияЭффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых в нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
Слайд 8Дидактические принципы СДП1. Принцип деятельности: обучающийся, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание
и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2. Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3. Принцип целостности: формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Процесс обучения. Его функции, структурные элементы и законы
Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик.
Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта.
Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма.
Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя.
Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения:
1) образовательная;
2) развивающая;
3) воспитывающая.
Успешная реализация каждой функции предполагает решение определенной группы задач обучения. В группу образовательных задач входит формирование знаний, выработка специфических умений и накопление личного опыта практической работы в той или иной области профессиональной деятельности.
Перечислим основные структурные элементы.
Восприятие учащимися изучаемого материала.
Осмысление изучаемого материала.
В процессе осмысления изучаемого материала у учащихся формируется умение сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их существенные и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к выдвижению гипотез и теоретическим обобщениям, т. е. происходит умственное развитие.
Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала.
Применение усвоенных знаний на практике.
Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах.
Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др.
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.
Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.
Закон единства и целостности педагогического процесса.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.
Закономерности в педагогике – это выражение действия законов в конкретных условиях.
Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.
Личностно-ориентированный подход к ученикам.
Специализация на ранних этапах обучения.
Информатизация процесса обучения.
Формы организации обучения
Педагогическая форма — это устойчивая завершенная
организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма
рассматривается как средство выражения содержания и, следовательно, его
носитель. Благодаря форме содержание приобретает внешний вид, адаптируется к
использованию (дополнительные занятия, уроки, викторина, тест, лекция, диспут,
урок, экскурсия, беседа, встреча, вечер, консультация, экзамен, линейка, обзор,
рейд и т.д.). Каждая форма состоит из одних и тех же компонентов: Цели, принципы,
содержание, методы и средства обучения.
Все формы находятся в сложном взаимодействии. В каждой из
форм деятельность студентов организована по-разному. Исходя из этого, выделяют
следующие формы активности студентов: индивидуальная, групповая и фронтальная
(коллективная, массовая). На наш взгляд, более профессионально рассматривать
формы организации обучения не по количеству вовлеченных в учебный процесс
студентов, а по характеру связей между ними в процессе познавательной
деятельности.
Индивидуальная форма — это более глубокая индивидуализация
обучения, при которой каждому дается самостоятельное задание и предполагается
высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ученика.
Эта форма полезна при выполнении упражнений, решении задач различного рода,
программированном обучении, углублении знаний и устранении пробелов в знаниях.
Вышеперечисленные формы организации учебной деятельности
очень ценны и эффективны только в сочетании друг с другом.
Групповая форма — предусматривает разделение группы учащихся
на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или разных заданий:
Проведение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.
Фронтальная форма предполагает совместную деятельность всей
учебной группы: учитель дает всем одинаковые задания, представляет учебный
материал, ученики работают над одной и той же проблемой. Учитель всех
спрашивает, со всеми разговаривает, всех контролирует и т.д. Успехи в обучении
разделяются всеми одновременно.
Рассмотрим подробнее некоторые из форм.
Преподавание — это коллективная форма обучения, которая
характеризуется постоянным составом учащихся, определенными рамками занятий,
строгой регламентацией учебной работы на одинаковом для всех учебном материале.
Анализ проведенных уроков показывает, что их структура и
методика во многом зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе
обучения, а также от средств, которыми располагает учитель. Все это позволяет
говорить о методологическом разнообразии преподавания, которое, тем не менее,
можно классифицировать по типам:
- уроки-лекции (практически — это монолог учителя на определенную тему, хотя при определенном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
- лабораторные (практические) занятия (этот тип занятий обычно посвящен отработке практических навыков);
- уроки для проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.д.)
- комбинированные уроки. Такие занятия проводятся по схеме:
- Проверка усвоения материала — учащиеся проверяют пройденный материал, просматривают домашние задания, сдают устные и письменные тесты и т.д.
- Освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем или «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
- Отработка навыков и умений применения знаний на практике (в основном — решение задач по новому материалу);
- Задайте домашнее задание.
Выездные экскурсии — это форма организации обучения, при
которой учебная деятельность осуществляется в контексте непосредственного
знакомства с объектами обучения.
Домашняя работа — форма организации обучения, при которой
учебная работа характеризуется отсутствием прямого контроля со стороны учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.д., должна
способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учеников.
Из каких этапов состоит
Обучение состоит из 8 последовательных этапов. Их порядок циклически повторяется и создает единую интегрированную систему.
Первичная диагностика
Первый этап — самый важный. Для организации правильного обучения педагогу необходимо сначала оценить уровень уже имеющихся знаний. Для этого проводится проверка и диагностика учащихся. Она может быть организована в различных формах:
- анкетирование;
- игровые методики (для учащихся начальных классов);
- опрос;
- первичные тесты;
- практические задания;
- тесты-напоминания;
- устная беседа.
В ходе диагностики оцениваются имеющиеся знания и определяются потребности учащихся в получении новой информации.
Постановка целей и задач
Полученные в ходе первичной диагностики данные анализируются. На их основе ставятся последующие педагогические задачи и цели.
Цель — это более широкое понятие. Она обозначает конкретный педагогический результат за определенный промежуток времени. Цель подразделяется на задачи, каждая из которых соответствует определенному этапу. Например, у урока может быть только одна цель и несколько задач.
Учитель может формулировать задачи совместно с учениками, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Для этого он создает проблемные ситуации, пользуется «эвристическим методом» и другими педагогическими приемами.
Восприятие нового материала
На этапе восприятия у учащихся формируется первичное представление об изучаемом предмете или явлении. Они знакомятся с ним, имеют возможность его посмотреть, потрогать, послушать. Ученики получают определенный набор информации, но пока не перерабатывают ее. Чаще всего на уроке или лекции обучаемые получают первичные сведения по новой теме путем их изложения и объяснения педагогом. Иногда учащимся предлагается самостоятельно осуществить поиск новой информации через постановку конкретных задач.
Осмысление
Далее учащиеся переходят к осмыслению полученной информации. Она может осуществляться в следующих формах:
- поиск главной мысли;
- работа с ключевыми словами;
- формулировка понятий;
- толкование смысла прочитанного текста;
- выявление особенностей изучаемых явлений;
- установление причинно-следственных связей;
- анализ полученной информации.
Закрепление и применение на практике
На данном этапе учащиеся закрепляют полученную информацию путем выполнения различных практических заданий.
Варианты работы по закреплению материала:
- работа с индивидуальными карточками;
- решение задач;
- самостоятельная работа с учебником;
- выполнение проблемных заданий.
Контроль
Глубина усвоения информации и умение применять полученные знания на практике — важные показатели качества образовательного процесса. Их определяют с помощью различных способов:
- проверочные работы;
- контрольные;
- тесты;
- срезы;
- аудирование;
- фронтальный опрос;
- промежуточная аттестация.
В ходе контроля знаний получают важную информацию для определения дальнейших направлений работы. Выявляются пробелы в знаниях и трудности в усвоении отдельных тем.
Контроль может быть промежуточным и итоговым. Он определяет качество полученных знаний по отдельным темам, разделу, по предмету в целом.
Примечание
Школьники после окончания учебы в 11 классе сдают ЕГЭ. Это форма государственного контроля над качеством образования в среднем звене российской образовательной системы. В университетах основными формами контроля качества знаний являются экзамены и зачеты.
Коррекция
Этот этап необходим, когда в ходе контроля были обнаружены отклонения от запланированных результатов педагогической деятельности. Учитель возвращается по мере необходимости к предыдущим этапам обучения. В полученные знания вносятся корректировки, совершенствуются умения и навыки. Затем проводится повторный контроль.
Примечание
Единственная стадия, которая иногда опускается — коррекция. В ней нет необходимости, если контроль показывает высокий уровень усвоения материала.
Структура процесса
Процесс обучения имеет также несколько структур, которые помогают в получении и усвоении полученного материала:
- Линейная. Эта структура подразумевает под собой непрерывный процесс получения знаний, где вся информация поступает от учителя к ученику в определенной последовательности.
- Концентрация. В этой структуре ученикам позволено возвращаться к прошлому материалу, с целью его повторения и концентрации на полученных знаниях.
- Спиральная. Здесь учитель формулирует вопрос по какой-либо теме, которая требует более расширенного спектра знаний или специального повторения при плохом усвоении.
- Смешанная. В этой форме могут перемешиваться между собой несколько предыдущих структурных элементов.
Рис. 2. Теория обучения
Образовательный процесс
Образовательный процесс — это комплексная деятельность, направленная на осознанное и систематическое формирование, развитие и обновление знаний, умений и навыков учащихся с целью их всестороннего развития и подготовки к жизни в обществе.
В образовательном процессе задействованы различные участники: учителя, ученики, родители, а также руководители образовательных учреждений. Успешность образовательного процесса зависит от координации усилий всех участников.
Образовательный процесс состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный этап
- Вводный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
На подготовительном этапе происходит определение целей и задач образовательного процесса, выбор методов и форм обучения, а также подготовка необходимых учебных материалов и ресурсов.
На вводном этапе происходит знакомство с учениками и ориентация на преподаваемую дисциплину. Здесь также рассматриваются основные правила и требования, которым необходимо следовать в процессе обучения.
Основной этап образовательного процесса является самым продолжительным и насыщенным. На этом этапе происходит основная передача и усвоение знаний через различные методы обучения: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа и т.д.
Заключительный этап образовательного процесса предполагает закрепление и систематизацию полученных знаний и умений, а также оценку их уровня. Здесь проводятся контрольные работы, экзамены или зачеты.
Цели образовательного процесса включают в себя:
- получение и усвоение знаний
- развитие различных навыков и умений
- формирование ценностных ориентаций
- подготовку к профессиональной деятельности
- развитие критического мышления и творческого потенциала
Таким образом, образовательный процесс является важным элементом жизни каждого человека, позволяющим получить необходимые знания и умения для успешной адаптации в обществе.
Структура процесса обучения и особенности его этаповМатериалы по медицине / Теория и методика физического воспитания и спорта / Основы теории и методики обучения двигательным действиям / Структура процесса обучения и особенности его этапов
Обучение — это целенаправленный,
систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств,
необходимых им для выполнения каких-либо функций. Обучение включает в себя учение и
преподавание.
Учение — это деятельность
обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание — это педагогическая
деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.
Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа,
которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями
методики:
1. Этап начального
разучивания. Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и
добиться его выполнения в общих чертах.Основные задачи: 1)Сформировать
смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения,
2) создать
двигательные представления по основным опорным точкам путем освоения подводящих
упражнений
3) Добиться
целостного выполнения двигательного действия в общих чертах, 4) Предупредить или
устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Решение этих задач
осуществляется поочередно.
В зависимости от особенностей и
сложности техники
действия, подготовленности занимающихся, действие разучивается по частям или в целом. Здесь применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих
выполнение движений.
На этапе начального разучивания наиболее типичны следующие двигательные ошибки: а) лишние движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма
двигательного действия; г)
закрепощенность движения. Основной
путь исправления ошибок: показать
правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть
правильным способом выполнения.
Продолжительность этапа начального разучивания
двигательного действия
зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4)
возможности использовать
положительный эффект переноса навыков.
2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи.:1)Уточнить действие во всех основных опорных точках как в
основе, так и в деталях
техники, 2)Добиться
целостного выполнения на основе
сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3)Устранить мелкие ошибки в технике,
особенно в ее основном
звене.
Комплекс средств: 1)Применяются упражнения для укрепления
мышечной системы и всего
организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия. 2)Используются подводящие упражнения,
которые подготавливают к
освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения
в упрощенной форме. 3) Длительность применения подводящих упражнений
зависит от сложности
разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений
не должно быть перерывов. Эффективность
использования различных упражнений достигается при четком
соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с
основными двигательными действиями;
в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык,
обладающий возможностью
его целевого использования. Основные задачи: 1)
Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2) Довести до необходимой степени
совершенства индивидуальные черты техники, 3)Добиться выполнения
двигательного действия в соответствии с
требованиями его практического использования, 4)Обеспечить вариативное
использование действия в зависи
мости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как
одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых,
непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
Структура учебного процесса, характеристика структурных компонентов
Обучение часто описывается как передача информации от
учителя к ученику. Однако обучение возможно только тогда, когда ученик I
откликается на учебные усилия учителя. Ведь если ученик не приложит ответных
усилий, знания не появятся. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как
процесс активного взаимодействия учителя и ученика, в результате которого
ученик формирует определенные знания и умения на основе собственной
деятельности. Учитель должен не только давать ученику знания, но и
стимулировать его активную познавательную деятельность.
Процесс обучения — это не просто механическое слияние
преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.
Y.K.. Бабанский выделяет следующие компоненты в структуре
процесса обучения:
- Целевые;
- стимулирующе-мотивирующая;
- Значимый;
- Оперативный-оперативный;
- Контроль и регулирование;
- оценочный и ориентированный на результат.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия между
преподавателем и учащимися, начиная с постановки учебной задачи и заканчивая
анализом результатов.
Целевым компонентом процесса обучения является определение
целей предмета (раздела, курса, учебного предмета) преподавателем и принятие их
студентами. Цели учебного процесса определяются социальным заказом,
конкретизируются на основе требований государственных образовательных
стандартов, программ, уровня подготовки учащихся и материально-технической базы
учебного заведения.
Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения
отражает действия учителя по формированию познавательных потребностей,
стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный компонент процесса обучения — это учебное
содержание, определяемое государственными образовательными стандартами,
программами, учебниками и учебными материалами.
Операционально-деятельностный компонент процесса обучения
отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Компонент контроля и регулирования процесса обучения
включает в себя контроль преподавателя и самоконтроль учащегося для обеспечения
обратной связи и корректировки процесса обучения.
Оценочно-результативный компонент учебного процесса сочетает
в себе оценку преподавателем и самооценку студентами результатов обучения,
определение их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного
несоответствия, постановку целей для дальнейшей деятельности.
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны.
Принятие цели учащимися требует педагогически целесообразного воздействия на их
мотивацию и сферу потребностей. Цель обучения определяет его содержание. Цель и
содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования
и организации этого процесса. В процессе обучения необходимо следить за
прогрессом и результатом. Внедрение всех компонентов в комплекс обеспечивает
достижение результата. Оценка достигнутого результата определяет новые цели
процесса обучения.