Подвиги Ильи Муромца
Илья воспитан в соответствие с законами христианства, а потому и отправляется на подвиги. Кланяясь отцу с матерью до земли, он просит благословить его.
Из сказаний понятно, что родители понимают великое предназначение сына. Несмотря на то, что они уже не молоды, и им самим нужна помощь сына, родители отпускают Илью. Они благословляют его и берут обещание, чтобы сын не губил людей христианской веры. И ни в одном из сказаний мы не встречали, чтобы богатырь нарушил завет или вступил в битву из хвастовства или в злости. Полученную от Бога силу, он применяет лишь для защиты своей земли и восстановления правды.
После получения родительского благословения Илья отправляется в Киев к великому князю Владимиру. То время было очень неспокойное, и никто не пытался доехать до града прямым путем. Богатырь же решил ехать напрямую, а встретив разбойников, он не стал с ними вступать в бой, а просто выпустил стрелу в дуб, после чего дерево разломалось на черенки. Разбойники, удивившись такой невероятной мощи, пропустили его с поклоном.
Известно, что затем Илья Муромец победил Соловья-Разбойника, который, по мнению ряда исследователей, не был реальным лицом, а олицетворял язычество. Поэтому Илья как истинный христианин вел с ним борьбу. И в доказательство христианской веры, многие сказания описывают его оружие как копье с крестом.
Илья, не забывая обещания данного матери, перед битвами пытался уговорить врага уйти добровольно, дабы не проливать крови. Все эти поступки говорят о милосердии и бесконечном христианском терпение богатыря.
Многие былины начинают рассказ о подвигах Ильи с повествования о пиршестве князя Владимира, на который попадает богатырь, оказавшись в Киеве. Всем прибывшим на пир предлагается сесть там, где им захочется. Илья же оказывает всем одинаковую честь, помолившись образам и поклонившись не только князю с княгиней, но и всем гостям.
Крестьянского сына Илию Муромца встречают у князя как равного и воздают ему всякие почести, благодаря за то, что он очистил дорогу к Киеву от разбойников
Стоит уточнить, что Илья приезжал к князю Владимирау Мономаху (1053-1125), а не к равноапостольному Владимиру Святославовичу, как говорится во многих сказаниях. Вывод об этом, можно сделать исходя из того, что христианское учение уже не только распространилось по земле русской, но и закрепилось в душе народа. А это не могло произойти сразу после крещения Руси.
В сказаниях уже присутствует Владыка Черниговский, и в Ростове Великом отстроен храм, где несет службу отец богатыря Алеши Поповича. А ведь христианство в этих землях столкнулось с неприятием со стороны населения и прижилось не сразу.
Благодаря Илье Муромцу и подвластных ему богатырей, сражения с половцами были перенесены далеко в степи. Именно в те времена в сознании народа укоренилась фраза: «Не в силе Бог, а в правде». И эта мудрость питала силу народного духа на протяжении многих веков.
Ратные подвиги богатыря
В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.
Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает
Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру. Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым
В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце
Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.
Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.
Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.
Интересные факты
В былинах упоминается жена Ильи Муромца — Василиса. Богатырь спас суженую из плена тугарского царя Калина. Василиса родила ему сына, которого назвала Сокольничек. Вариант былины о семье Ильи показан в фильме 1956 года. В современном мультфильме богатырь женился на девушке по имени Аленушка, сотруднице летописного издания «Новая береста».
Подробности о русском герое:
- в сказаниях предстает мудрым седовласым старцем;
- всегда шел в бой в защиту слабых — сирот, вдов и бедняков;
- путешествовал в Царьград (Константинополь) и «Индею богатую»;
- использует силу во благо и с умом, считается антиподом богатыря Святогора, олицетворяющего безудержную силу без разума.
В XVIII-XIX веке в России верили в приметы, связанные с былинным богатырем и его конем. Гром объясняли тем, что Илья из Мурома едет по небу на шести конях. Скакун героя выбивал копытом из-под земли родники. Места, где проистекала чудесная вода, отмечали часовнями. Богатыря поминали 20 июля, в день пророка Илии.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
(2 голосов)
Привлекательность7.8
Харизма6.3
Обаяние4.8
Целеустремленность8.8
Внешний вид
Речь
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
/ 10
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Характеристика героев
В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.
Илья Муромец
Полное имя – Илья Иванович. Русский богатырь, уроженец села Карачарово, что расположено под городом Муромом, в честь которого герой и получил своё прозвище. Илья — герой многих русских былин.
В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.
Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян («мужичишко-деревенщина»).
Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.
Соловей-разбойник
Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.
Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.
Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.
Князь Владимир
Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.
Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.
Второстепенные персонажи
Дочери и зятья Соловья-разбойника появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести. Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».
Народ (черниговцы и киевляне) — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.
Былины как жанр народного творчества, особенности изучения былин
Кратко:
Былина — жанр русских народных героических поэм о подвигах богатырей во имя родины и торжества справедливости. Например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула Селянинович» и др.
По содержанию различают былины богатырские (о воинских подвигах Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.) и историко-бытовые (о жизни народных героев — Святогоре, Садко, Василии Буслаеве и т.п.). В былинах поэтически слиты мир реальный — Древняя Русь IX — XIII вв. (Киев, Новгород, Чернигов и т.д.) — и фантастический вымысел (Садко попадает к морскому царю, Соловей-разбойник посвистом губит все вокруг).
Сложены былины особым былинным (напевным) стихом без рифмы с тремя или двумя ударениями.
К художественным особенностям былин следует отнести замедленное действие, «общие места» (повторяющиеся описания), повторы, постоянные эпитеты и проч.
Былины послужили источником многочисленных литературных стилизаций и подражаний. Например, «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова; глава «Савелий, богатырь святорусский» (из третьей части «Крестьянка») в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Подробно:
Сложившись в период расцвета Древнерусского государства, былина выполняла функцию передачи исторических знаний, формировала патриотическое сознание. Герои ранних произведений имели явные мифологические черты, в частности обладали способностью перевоплощения (Вольга, или Волх Всеславьевич), в поздних образцах такие черты приписывались главным образом антагонистам героя (Соловей-разбойник, Змей), хотя все чаще встречалась персонификация сил, представлявших угрозу государству, а не отдельному лицу. Основанием для такой трансформации художественного сознания послужило монголо-татарское нашествие. Былины киевского цикла, на первый взгляд, отражали идеологию дружинного сословия, но по существу в них была заложена общенациональная идея. В монументальных образах «трех богатырей» — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, представлявших три основных сословия, нашли воплощение героические традиции русского народа.
Вместе с тем известны былины — апофеоз крестьянского труда. Так, Микула Селянинович противопоставляется князю Вольге и его «дружинушке хороброй»: не могут они с места сдвинуть его сошку, а крестьянский богатырь Микула забрасывает ее в кусты одной рукой. Полна глубокого философского смысла былина о Святогоре и сумочке с «тягой земной». Могучий богатырь Святогор ушел в землю, пытаясь сдвинуть с места «сумочку», а пахарь Микула легко несет «тягу земную». Еще один своеобразный цикл былин сгруппировался вокруг героев, принадлежавших к новгородской вольнице (Василий Буслаев, Садко).
Знакомство с русским героическим эпосом, без сомнения, полезно для подрастающего поколения. Идеи бескорыстного служения отечеству и народу имеют непреходящую воспитательную ценность. Однако язык и стиль подлинника трудны для детского восприятия, непонятны многие моменты содержания. Кроме того, публикация в известной степени разрушает целостность жанра, лишая эпические песни живого звучания. Не надо забывать о синкретизме фольклорного искусства, для которого характерно особое интонирование поэтической речи, даже в прозаических жанрах, не говоря уже о песенных.
Попытки сделать былинное повествование доступным широкому читателю предпринимались неоднократно, начиная с XIX столетия (А. К. Толстой). В советское время также осуществлялись пересказы былин, которые считались обязательной составляющей детского чтения. Одна из первых таких публикаций относится к 1949 г. И.В. Карнаухова пересказала ритмизованной прозой сюжеты о наиболее известных русских богатырях. Сохранив героическую природу эпоса, писательница освободила его язык от архаики, приблизив к детскому восприятию. Опыт оказался удачным, сборник неоднократно переиздавался.
Издания, предназначенные для взрослого читателя, как правило, снабжены соответствующими комментариями. Дети еще не умеют правильно пользоваться справочным аппаратом, поэтому целесообразно включать необходимые пояснения непосредственно в текст произведения. Этот принцип использован, в частности, Н.П. Колпаковой. Фольклорист, неутомимый собиратель и популяризатор народного творчества, Н.П. Колпакова дала былины в свободном пересказе, следуя за развитием сюжета (Л., 1960; М.,1973).
Возвращение былин в общеобразовательный курс литературы, безусловно, положительный факт, но он предъявляет строгие требования к учителю, поскольку формальное отношение к делу способно нанести только вред.
Биография
Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.
Илья Муромец на коне
Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.
Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:
Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.
Илья Муромец на печи
Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.
Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. Соловей-разбойник терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям князя Владимира. Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.
Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.
Оружие Ильи Муромца – булава и меч-кладенец
Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.
Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. Князь Игорь, о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:
Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.
Образ Ильи Муромца у камня
В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.
Илья Муромец на Соколе-корабле
По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма — в виде морды звериной, и у неё вместо глаз — два яхонта, а вместо бровей — два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.
Хозяин корабля — Илья Муромец, а верный его слуга — Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.
Илья и Идолище поганое
Как-то раз поехал Муромец границы Руси проверять. А во время его отъезда напал на Киев Идолище поганое и захватил город. Вернулся Илья, надел простую крестьянскую рубаху и пошёл в стольный град милостыню просить. Поймали его на улице и привели к Идолищу. Муромец не стал отвечать на его вопросы. Богатырь просто молча стоял.
Идолище знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, но думал, что перед ним обычный нищий крестьянин. Поэтому стал перед богатырём хвастаться: «Да я за один присест бочку вина выпиваю и быка съедаю, а ты, калека перехожая, можешь только рюмку выпить и калач съесть». Долго издевался над ним Идолище. Не вытерпел тогда Илья, схватил Идолище и расшиб о каменный пол, а потом поднял дубовый стол и перебил им всех его слуг. А после облачился в доспехи и отправился в путешествие по земле русской.
ПРООБРАЗЫ
Большинство былинных героев не имеют прообразов, лишь некоторых увязывают с какими-либо историческими личностями. Илье Муромцу достались сразу два прототипа. Впрочем, историки до сих пор не могут однозначно решить, какая из версий заслуживает большего доверия и является ли правдивой хоть одна из них.
Илья-Чоботок. Это муромский силач, живший в XII в. На склоне лет принял монашество в Киево-Печерской лавре, где и закончил свои дни предположительно в 1188 г. В 1643 г. его причислили к лику святых. Мощи праведника до сих пор покоятся в Ближних пещерах лавры, а надгробная плита установлена близ могилы П. А. Столыпина. Впрочем, часть святых останков (средний палец) хранится отдельно в одном из муромских храмов. Сегодня данная версия является наиболее известной и распространенной.
Икона Святого Ильи Муромского
Илейко Муромец. Он самозванец Смутного времени, объявивший себя Петром Великим. В подтверждение данной теории историки приводят выражение «старыя казак». Этими словами в некоторых былинах описывается Илья Муромец (еще при Борисе Годунове Илейко состоял в казачьем отряде).
Согласно былинному преданию, Илья Муромец «просидел на печи 30 лет и 3 года», поскольку «не владел» ни руками, ни ногами. Лишь когда пришли к нему калики перехожие, попросив шие принести им воды, будущий герой все же поднялся и направился к водоносу. Когда ему велят пить, после первого глотка он полностью исцеляется. После второго — чувствует в себе силу непомерную, а потому требуется и третий глоток — чтобы поугасла немного мощь богатырская. Затем калики посылают Илью на службу к князю Владимиру. Но сперва велят молодцу посетить камень неподвижный, под которым Муромец находит доспехи, оружие и своего коня.
Не упустим из виду и былину об Илье Муромце и Святогоре. Согласно ее сюжету, Илья славился богатырской силой и до встречи с могучим витязем. Однако когда Святогора придавило крышкой гроба, великан со своим дыханием передал Муромцу часть собственной мощи, а также подарил меч кладенец. С тех пор не было на Руси никого сильнее Ильи Муромца и никто в честном бою не мог одолеть его.
Исцеление Ильи Муромца
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Был ли женат Илья Муромец?
Документальных источников, подтверждающих, что легендарный богатырь был женат и имел детей, нет. Да и времени обзаводиться семьей у него было не так много. Тем не менее в былинах встречаются детали, указывающие на то, что и Илье Муромцу ничто человеческое было не чуждо.
В ряде текстов упомянута богатырша Савишна, которая трижды вызывала Илью на бой. Только в третьей схватке богатырю удалось победить ее, после чего он женился на побежденной, тронутый ее красотой. Но Савишне больше нравилось не заниматься домом, а участвовать в богатырских поединках. И однажды она заменила Илью в бою с Тугарином-змеем.
Кроме Савишны былины рассказывают и о другой женщине богатырской силы – Златогорке, в которую Илья был влюблен некоторое время. Она родила ему сына Сокольника (по другой версии – дочь). Об этом пишет Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь». В сборнике Николая Ончукова «Печорские былины» вместо Златогорки в качестве матери Сокольника упоминается уже некая «вдова калачница» из «земли Тальянской». Сам же Сокольник разыскивает Илью, чтобы отомстить отцу, оставившему мать. Богатырь едва не убивает своего сына, прежде чем узнает его.
Величайший из русских богатырей
В былинах поётся, как боролись храбрые воины с иноземными захватчиками земли русской, как защищали они добро и наказывали зло. На их основе было создано немало произведений: стихов, спектаклей, кинофильмов, а также написаны читательские дневники, доклады.
Одним из самых ярких и значительных персонажей русского народного творчества является образ Ильи-Муромца, былинного богатыря. Его имя с детства, буквально с первого класса, хорошо знакомо всем россиянам. Именно он — самый великий русский богатырь, воплощение силы, мужества, патриотизма и справедливости.
Илья-Муромец — кто он
Характеристика богатыря приводится в исторических хрониках. Илья родился в небольшом селе недалеко от города Мурома в семье простых крестьян. По легендам он до 33 лет не мог ходить из-за болезни и не знал, какой крутой поворот произойдёт в его жизни. Чудесное исцеление позволило ему не только встать на ноги. Илья также обрёл богатырскую силу. Несмотря на долгую неподвижность, он имел сильный характер.
Отец и мать были счастливы, что их единственный сын выздоровел, и благословили его в путь. По наказу старцев Илья отправился прежде на поиски валуна. Найдя его, он сумел сдвинуть глыбу. А там оказались спрятаны оружие и доспехи. Кроме этого, к нему прибежал вороной конь. Оседлав его и облачившись в доспехи, Илья приехал в стольный Киев-град и явился к князю. С тех пор он стал верой и правдой служить ему и защищать родную землю.
О внешности этого героя известно не очень много, можно лишь догадываться, как именно он мог выглядеть. Его портрет, если он когда-либо и был, не сохранился. Известно лишь словесная характеристика. Илья-Муромец описывается как высокий, стройный, отличного телосложения воин с русыми волосами, седой бородой и тёмными бровями. Он всегда носил кольчугу и шлем, а также имел при себе оружие — меч, копьё, палицу и щит. И при нём всегда был его верный вороной конь.
Подвиги великого героя
Илья-Муромец искренне, по велению сердца, служил отечеству. Среди главных подвигов можно отметить:
- Освобождение города Чернигова по пути к Киеву.
- Победа над татарами, изгнание их из Киева и пленение Калина-царя.
- Победа над обжорой Идолищем поганым в Царьграде.
- Победа над коварной царицей и освобождение сорока царевичей и царей.
Конечно, это далеко не всё, что сделал герой для родины. Помимо перечисленного, одним из главных его подвигов стала победа над Соловьём-разбойником, который не давал покоя города и округи, грабил и убивал их. Великий богатырь не мог позволить ему продолжать такое бесчинство. Получив сообщение, что вытворяет это чудовище, он вступил с ним в бой и победил. Но не убил его, а доставил к князю, предоставив тому решать судьбу этого душегуба.
Личные качества
Великий воин характеризуется как скромный и бескорыстный человек, несмотря на славу и народную любовь. Эти черты отличают его наряду с силой, добротой и мудростью. Даже захватив в плен Соловья-разбойника, он не стал убивать его, а привёз к князю, не пожелав вершить самосуд. Его не прельщают щедрые дары и подношения, которые предлагали ему жители Киева за то, что он надёжно защищал их.
Илья Муромец — самый популярный русский былинный герой
Исследователи Древней Руси склонны считать, что Илья Муромец является личностью исторической, вполне реальной. Ведь не случайно все былины называют местом рождения крестьянина-богатыря, защитника родной земли, село Карачарово под городом Муромом. Известно, что муромчане издревле гордились своим былинным земляком. В память о нем одна из улиц носила название Ильинской. В черте города одна из гор называлась Богатыревой, другая — Скоковой (с нее поскакал витязь совершать былинные подвиги).
В Киево-Печерской лавре сохранилась его гробница. Русская православная церковь канонизировала Илью Муромца как святого воителя. День его памяти православными людьми отмечается 19 декабря.
Гробница Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре
Былинный герой, крестьянский сын Илья, стал совершать ратные подвиги в возрасте 30 лет. До этого он лежал дома на печи, будучи парализованным. Но увечного излечили странники-калики, идущие на богомолье, дав испить целебного медового напитка. После этого Илья Муромец отпросился у родителей в Киев, к князю Владимиру. Те отпустили его с отеческими наставлениями.
По пути туда былинный герой сразился со злым богатырем Святогором, победил его в поединке и завладел его мечом-кладенцом. Затем он освободил город Чернигов от осады печенегами, но остаться у черниговцев воеводой отказался, сказав, что хочет стать дружинником у киевского князя. В дремучих брянских лесах он пленил Соловья-разбойника, которого привез в стольный град Киев, к князю Владимиру.
Киевский князь за содеянные подвиги, силу и храбрость назначил Илью Муромца старшим воеводой. Под его начало поступили знаменитые былинные богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Самсон Сильный, Чурило Пленкович, Ванька Заолешанин и Пересмяка. Эти витязи и стали богатырской заставой на границе Дикой Степи, защищая южнорусские земли от набегов печенегов и других «ворогов».
Среди наиболее известных былинных подвигов, совершенных Ильей Муромцем, стало освобождение Киева от ханского войска Калина, осадившего город. Богатыри смогли победить степняков, а их правитель стал платить дань князю Владимиру.
Затем Илья Муромец вместе со странником-богомольцем силачом Иванищем победили «Идолище поганое», которое со своими «татарами» захватило земли у священного христианского города Иерусалима, и требовало дани с греческого царя Константина.
Илья Муромец и Князь Владимир
Отношения богатыря с киевским князем в былинах описываются всегда натянутыми. Владимир презрительно относился к крестьянскому сыну и часто «забывал» приглашать воеводу на пир. Но когда требовалась помощь, то он вспоминал о нем сразу. Однажды Илья Муромец за пустяковую провинность был посажен в «погреб», то есть в земляную тюрьму. Оттуда он был выпущен по княжескому слову: Киев вновь осадили полчища кочевников. Выйдя из погреба, былинный герой сказал:
Я иду служить за веру христианскую,И за землю российскую,Да и за стольный Киев-град,За вдов, за сирот, за бедных людей…
Во всех былинах о русских богатырях Илья Муромец предстает как самая яркая фигура, как великий патриот родной земли, бескорыстный защитник всех обездоленных и обиженных, честный человек. Его благородные рыцарские черты несомненны, как и у его самых близких друзей по богатырской заставе — Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Поэтому в былинах простые люди отзываются о нем с великой любовью:
Как одно-то на небе красно солнышко,А один-то на Руси Илья Муромец!..