Онтологическая теория
Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.
Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.
Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.
Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.
В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.
В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.
Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.
Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.
Как развивалась онотологическая мысль
Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:
Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
Средневековье
В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога
Онтология используется для решения теологических вопросов.
16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.
Примечания и ссылки
использованная литература
- ↑ и , стр. 580
- , с. 581.
- , стр. 8.
- , стр. 291.
- ↑ и читать онлайн
- , с. 654
- , с. 29
- , с. 6.
- , стр. 69.
- читать онлайн.
- Критика чистого разума , A632 / B660.
- .
- , стр. 21 год
- , стр. 292
- , стр. 332
- , с. 103
- , стр. 628 читать онлайн
- , стр. 1367
- , с. 918
- , стр. 488 читать онлайн
- , стр. 40
- , стр. 265
- , с. 29
- , стр. 938
- , стр. 29
- , стр. 91
- , стр. 152 и 176
- , стр. 184.
- , стр. 352.
- , стр. 91
- , стр. 92
- , стр. 917
- , стр. 41.
- , стр. 47n3 читать онлайн
- (Вопросы I и II, Галлимар)
- , стр. 48 читать онлайн.
- ↑ и , стр. 267
- , с. 207
- , стр. 100-101.
- , стр. 476.
- , стр. 478
- Диалектика чувственного мира , 1922 г.
Примечания
- «Поскольку это не так, Парменид утверждает, что не следует вводить небытие в бытие. Попытка думать о небытии рискует разрушить любую форму онтологии, потому что разговор о бытии небытия, когда два понятия противоречат друг другу, препятствует конституированию дискурса » — , с. 565
- «В Альберте Великом и Святом Фоме аналогия энтис , таким образом, задумана как иерархический способ постепенного участия существ в бытии в соответствии с их достоинством, что, как следствие, позволяет сохранить однозначность жанра, изучаемого метафизика » — , с. 29.
- «Я не могу представить себе Бога без существования, отсюда следует, что существование неотделимо от него, и поэтому он действительно существует: не то, чтобы моя мысль могла сделать это так, и что она не налагает никакой необходимости на вещи; но, наоборот, потому что необходимость самой вещи, а именно существования Бога, определяет мою мысль о том, чтобы постигать это таким образом » — , читать онлайн.
- Мы напомним для протокола недоумение Платона, сторонника Парменида, который был вынужден признать бытие в «небытии» для объяснения существования софиста — , с. 29
- «Система — это примыкание к самому бытию, а не просто каркас, применяемый извне к бытию, и тем более произвольный набор» Мартин Хайдеггер . Самая известная из этих систем, построенных из конца в конец в соответствии с логическими последовательностями, — это система Спинозы под названием « Этика» — , с. 64
- Замкнутая система становится «выражением тотальности бытия во всей полноте своей истины и истории истины, она есть сама», как отмечал Мартин Хайдеггер , с. 90
- «Кант очень хотел представить философию как систему чистого разума» , стр. 14 читать онлайн
- «Фундаментальная онтология — это не что иное, как метафизика человеческого Dasein, такая, какая необходима для того, чтобы сделать метафизику возможной» — , с. 57 год
- «В использовании слова« быть », если исключить однозначность, остается двусмысленность или аналогия. Аристотель оставил бы без внимания свои исследования единства смыслов бытия (на которое, как утверждает доктрина «analogia entis», ответ и те, которые касаются возможного единства вопросов, относящихся к бытию и божественному (онт-теология) , онто-теология) » — , с. 488 читать онлайн
- Схоластика хочет игнорировать то «бытие как бытие или бытие» из формулы Аристотеля, означает для грека то, что заставляет вещь быть названной, посредством чего она участвует в бытии, l выражение на греческом языке, которое не терпит субстантивистов. интерпретация, пишет Пьер Обенк- , стр. 21 год
- «Отношения между двумя началами не имеют хронологического порядка, они ускользают от всех классических моделей« философии истории », диаграммы« упадка », а также диаграммы« прогресса » — , p. 100
- Это слово, придуманное Касториадисом, суммирует выражение «тождество множества», которое само относится к математической теории множеств.
Онтология в точных науках[]
Типы онтологий
- Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
- Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
- Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
- Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
Модель онтологии
Формально онтология определяется как O = <X,R,F>, где
- X — конечное множество понятий предметной области,
- R — конечное множество отношений между понятиями,
- F — конечное множество функций интерпретации.
ОнтоТопоЛогия |
|
|
|
Литература
- Доброхотов А. Л. Категория бытия в европейской философии. М.
- Миронов В.В. Онтология. М.
- Гартман Онтология. М.
- Корот Основы метафизики.
- Харис Конспект по Эмерсону.
- Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искуственный интеллект: современный подход,Киев,2006,Издательский дои “Вильямс”.
Ссылки
- Онтология и теория познания на портале «Философия в России»
- Онтология и гносеология в Электронной библиотеке по философии
Шаблон:Разделы философии
Аксиология
Аксиология (от греч. ценность) — это теория ценностей, отрасль философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой мира ценностей, то есть отношения различных ценностей друг к другу, к социальным и культурным факторам, а также к структуре личности.
Вопрос о ценностях впервые был поднят Сократом, который сделал его центральным пунктом своей философии и сформулировал как вопрос о благе. Благо — это реализованная ценность — полезность. Другими словами: Ценность и полезность — две стороны одной медали.
+В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: совершенство бытия понималось как абсолютная ценность для человека, выражающая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Благу и Прекрасному. Такой же онтологической и целостной интерпретации относительно природы ценностей придерживается вся платоническая ветвь философии вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология возникает как особая отрасль философского знания, когда понятие бытия распадается на два элемента: Реальность и ценность как возможность.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
- Философия русского космизма
- Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе
- Пифагор и его учение о числе
- Научное и обыденное сознание
- Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права
- Галилей — основатель современного естествознания — Происхождение, детство и юность Галилео Галилея
- Взаимосвязь культуры и экономики
- Дэвид Юм
- Философия Ф. Шопенгауэра
Философская антропология
Философия имеет свою структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.
ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о научном познании.
АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об обществе.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.
ЭТИКА – учение о морали и нравственности, добре и зле.
ЭСТЕТИКА — учение о том, что вызывает чувства, – о прекрасном и безобразном, о комическом и трагическом и т.д.
Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) –учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
Гносеологическая сторона вопроса
Для того чтобы понять возможности человеческого мышления по отношению к миру существует множество точек зрения и мнений, которые могут быть разными. Большая часть людей, в том числе и философских деятелей, считают, что мир познаваем. Это гносеологический оптимизм или гностицизм.
А также есть категория философов, которые утверждают об ограничении человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. При таком варианте имеется слово, которое употребляется для обозначения данной позиции – «диагностицизм».
Но, к сожалению, это не так. Агностицизм как решение основного вопроса философской мысли. В античности агностицизм был распространен в форме скептицизма. Скептики рассуждали о природе вещей, отношении человека к ним и последствия этого отношения. Однако философы говорили о том, что природа вещей нам не известна, а относиться к вещам следует с недоверием, избегая категорических суждений. Такое поведение принесет вам безмятежность и счастье (отсутствие страданий) Представители скептического направления в эпоху Возрождения: М. Монтень и П. Бейль.
Представители агностицизма Нового времени: И. Кант и Юм. В некоторых современных направлениях философии можно обнаружить элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма полагают, что мир не познаваем, поэтому они предлагают оценивать его положительно, как «познание утяжеляется». На сегодняшний день основной проблемой философии является ее отсутствие, которая не дает покоя ни философам, ни ученым. В настоящее время философы говорят о том, что главный вопрос философии может измениться, и главной задачей станет вопрос о существовании человека, его идентичности, поиска смысла жизни и счастья.
Субъективный идеализм
Определение
Внешний мир – это продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря нему.
Для того чтобы понять суть субъективного идеализма необходимо обратиться к работам таких мыслителей как Беркли (1685- 1753), Фихте (1761 — 1814) и других.
Суть субъективного идеализма заключается в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы видим в мире – это только наши ощущения. При этом все воспринятые качества относительны: один и тот-же предмет может быть воспринят как большой, так и маленький. Знаменитый тезис Джорджа Беркли: «существует – значит быть воспринятым» подразумевает, что бытие – это то, чем человек воспринимает через различные человеческие ощущения, а об объективно существующем мире вещей можно только рассуждать.
История развития направления
Онтология относится к древнейшим течениями. Понятие «бытие» изучалось разными школами и именно в этот период определились основные идеи и проблематика философского учения.
В средневековый период большинство философов уделяли внимание божественной составляющей сущего и проблематике универсалий. Большой толчок учение получило в новые времена
Им занимались такие известные личности как:
Большой толчок учение получило в новые времена. Им занимались такие известные личности как:
- Декарт;
- Спиноза;
- Гегель.
Марксистская философия также затронула вопросы онтологии, выделившись в отдельную школу. В этот период вводятся новые понятия бытия, определяются его структуры и разновидности.
Несмотря на динамичное развитие учения с античных времен и его выделение в отдельное направление, название ему было дано только в начале 17 века. В своих трудах слово «онтология» применил Р. Гоклениус. Через полвека его использовал другой ученый и к первой четверти 18 века оно закрепилось в научной среде.
По материковой Европе понятие распространилось к концу 18 столетия. Причиной его популярности стали работы Хр. фон Вольфа – его философские мировоззрения были востребованы в разных кругах, что послужило окончательному оформлению онтологии как базового учения.
Основные проблемы философии
Проблема личности в ее становлении, формировании, которое не следует путать с обучением. Критерии личности умозрительны, что приводит к искусственной стратификации и создает ряд уже социально-политических проблем. Первый и последний никак нельзя назвать успехами;
Проблема смерти — существует ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум — это продукт организма, который смертен, тогда да — смерть есть. С другой точки зрения, эти теории сомнительны или ложны — вопрос актуален;
Проблема общества в философии схожа с проблемой личности, только здесь рассматриваются группы и их внутренние отношения; коллектив — это отнюдь не то же самое, что множество, а общество не является синонимом социума;
Проблема свободы известна каждому, но простое и эффективное рассмотрение может вызвать панику, ведь за кажущейся простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешним, так и внутренним;
Проблема веры и разума заключается не в религиозной вере, а в том, что и сколько разум знает, действительно знает, а не просто принимает на веру, о проблематичных критериях и аспектах знания, о соотношении веры и разума;
Проблема идеального в философии — порождается наличием взглядов, пришедших из естествознания, где зачастую отвергается теория идеи и самого идеального; Здесь даже возникает проблема происхождения или генезиса самой философии. Легко заметить, насколько разнообразен и важен, более того, почти вечно актуален приведенный список, и это еще не все. Решения этих проблем философии были предложены, часто не для всех из них, но дискуссия остается, и она актуальна.
Возможно, здесь кроется главная проблема философии? Да и нет; в самом большом типе объектов науки и человек, то есть разумное существо, и мир, и их отношения, читай один из главных объектов философии, можно назвать главной проблемой.
Последнее справедливо для любой проблемы; так, если мы называем человека главной проблемой, то он не так интересен без мира, отдельно мир теряет свою полезность для разумного существа, которому мир не интересен без самого исследователя. Тогда, возможно, главная проблема философии — это связь разумного существа и мира? Наверное, это спорный вопрос.
Антропология
Антропология – раздел философии, изучающий человека. Проблема человека рассматривается многими науками. Философия пытается дать ценностное представление о человеке. Что же такое человек?
Древневосточная философия опиралась на мифологическое представление. Античная философия сформировала философский подход к пониманию человека – Сократ: «Познай самого себя», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Платон: «Человек включает в себя тело и душу», Аристотель: «Человек – политическое животное». Т.о., античная философия рассматривала человека как часть космоса, с позиции космоцентризма. Средневековая философия рассматривает человека с позиции теоцентризма (творение, образ и подобие бога). В философии Возрождения появляется новый взгляд на человека – антропоцентризм. Философия Нового времени дала рационалистический взгляд на человека (Коперник, Ньютон, механика). НКФ: Кант считал, что человек принадлежит двум мирам – природному и социальному, и рассматривал человека как цель, а не как средство. Марксистская философия человека рассматривает с позиции социоцентризма, т.е. человек как совокупность общественных отношений. Русская философия включала материальное (светское) и идеальное (религиозное) направления. Материалисты (Чернышевский, Белинский, Герцен) – освобождение народных масс. Идеалисты (Соловьев, Бердяев, Федоров) – человек рассматривался в неразрывной связи с Богом. В западной философии появляется направление философской антропологии.
Т.о., в истории философии существовало множество различных концепций существования человека.
Философско-правовая онтология
Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.
Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.
Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.
Онтология
ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии .Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.
Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной,социальной и виртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) накосную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также небытию возможности в аристотелевской философии). В экзистенциализме XVIII века бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и задавать вопросы о бытии. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек как существо обладает свободой и волей.
Ключевой вопрос и предметы изучения
Онтология начинается там, где можно спросить — «Что именно существует?». Ведь именно это определяет бытие и объединяет все категории мироздания воедино, включая материальную и духовную культуры в контексте мирового единства.
Официально выделяют три предмета изучения:
- Сущее. Оно определяется как единство всех категорий реальности, куда входит даже виртуальный сегмент, рассматривающийся философами не менее пристально, чем субъективный или физический.
- Реальность. Для нее свойственны два подхода, определяющих структурную составляющую.
- Бытие в контексте мыслящего, противостоящего понятию «ничто».
Последний предмет рассматривается онтологией максимально широко. К 20 веку стала популярной концепция, приравнивающая бытие к человеку. Оно познается человеческим существом и транслируется через него. В качестве примера, подтверждающего теорию, последователи приводили факт того, что только человек может мыслить, а значит он и есть сущее.
Но в классической интерпретации бытие тождественно Богу. Человеку же отводятся ограниченные грани бытия, открытые свыше.
На сегодняшний день онтологические модели многочисленны, что существенно затрудняет их обобщение и анализ. Поэтому абстрактные объекты без эмпирического обоснования не могут быть понятны большему числу исследователей в этой области. Развитие онтологии в 21 веке предполагает упрощение синтеза, что существенно ускорит динамику.
Онтологическая сторона вопроса
Есть две точки зрения на онтологическую проблематику решения основного вопроса философии, которые разделяют философов на две категории – идеалистов и материалистов. С одной стороны, первые говорили, что природу и материю породил духовный мир; с другой же – что первичен духовный мир или природа.
Стоит отметить, что философы, размышляя на тему первичности, решают не вопрос о том, кто появился первым — материя или сознание, а вопрос об их соотношении — как они между собой соотносятся, чем они между собой связаны. В то же время, идеалисты и материалисты по-разному трактуют онтологическое отношение между миром и субъективным сознанием.
Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.
Гносеология (эпистемология)
Гносеология (эпистемология) — это философская наука, которая занимается проблемами природы знания и его возможностей. Гносеология исследует вопросы, имеющие огромное значение для человечества. Является ли мир познаваемым? В каких формах происходит познание? Как знания об окружающем нас мире связаны с этим миром? Что такое истина и что такое ошибка? Что является критерием достоверности знаний? Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на осмысление окружающего нас мира и себя в этом мире
Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности
Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо разобраться с содержанием понятий «субъект» и «объект» познания.