Концепция личности петровского кратко

Концепция социализации личности петровского кратко. основные положения концепции развития личности а.в. петровского. концепция социализации и. с. кона

Персоналия

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович
(р. 1924) — российский психолог, фило­
соф, педагог. Специалист в области исто­
рии психологии, социальной психоло­
гии, психологии личности, психологии
развития, теоретической психологии. Ав­
тор концепции деятельностного опосре­
дования межличностных отношений;
концепции лидерства; трехфазной кон­
цепции развития личности; концепции
политической истории психологии; трех-
факторной модели «значимого другого»;
матричного представления категориаль­
ной системы психологии. Д-р психологи­
ческих наук (1966), профессор (1967), чл.-
кор. АПН СССР (1968). Академик-секре­
тарь Отделения психологии и возрастной
физиологии АПН СССР (1968—1976).
Д. чл. АПН СССР (1971). В 1972-73 — чл.
Международной комиссии ЮНЕСКО по
развитию образования, соавтор коллек­
тивной монографии «Learning to be»
(1972), которая была издана в 40 странах
(за исключением СССР). Вице-прези­
дент АПН СССР (1976-79). В декабре
1991 г. П. назначен президентом-органи­
затором Российской академии образова­
ния (РАО). Избран д. членом РАО (1992)
и Президентом РАО (1992-1997). Чл.
коллегии Мин. общ. и проф. образования
РФ и чл. Президиума ВАК РФ (1992—
1998). Иностранный чл. АН Украины
(1996). В 1997—1999 — ак.-секретарь От­
деления психологии и возрастной физи­
ологии РАО. С 1999 — консультант рек­
тората УРАО. Чл. редкол.: журналов
«Вопросы психологии», «Вестник МГУ.
Серия 14. Психология»и др.; «Российс­
кой педагогической энциклопедии» (т.1,
1993; т.2 1999). Засл. деятель науки РФ
(1994). Награжден рядом отечественных
и зарубежных орденов и медалей, в том
числе орденом «Знак Почета» (1983); ор­
деном «Великой отечественной войны» и
медалями. В 1997 был удостоин премии
Правительства РФ (совместно с М.Г.
Ярошевским) за научно-практическую
разработку «Четырехуровневой системы
психологического образования в высших
учебных заведениях». В 1999 указом Пре­
зидента РФ награжден орденом Почета.

Библиография работ

П. является редактором и автором
основных вузовских учебников по психо­
логии, рекомендованных МО РФ, в том
числе: «Социальная психология» (1978);
«Введение в психологию» (1995, 1996);
«Психология» (в соавт с М.Г. Ярошев­
ским ,1999—2003). Автор многих научно-
популярных и публицистических книг:
«Беседы о психологии» (1962); «Популяр-
ные беседы о психологии» (1976); «Пси­
хология о каждом из нас и каждому из нас
о психологии» (1996); «Откровенно гово­
ря» (1997); «Записки психолога» (2000) и
др. Научный консультант ряда полномет­
ражных фильмов, отражающих проблемы
психологии: «Семь шагов за горизонт», «Я
и другие», «Жгучие тайны века», «Дерзай­
те! Вы талантливы!», «Если не я, то кто
же?», «Чучело» и др. Книги П. переведе­
ны на 16 иностр. языков: английский, не­
мецкий, испанский, датский, финский,
китайский, японский и др. Особое место
в творческой деятельности П. занимает
подготовка словарно-справочных изда­
ний. Он является редактором (совместно
с М.Г. Ярошевским) ряда психологичес­
ких словарей: «Краткий психологический
словарь» (М., 1985 /пер. на англ., словац­
кий, чешский, испанский языки/; 1998);
«Психология. Словарь» (1990). Разработал
проект создания «Психологического лек­
сикона» в 6-ти тт., является его главным
редактором.

Биография

Участник ВОВ. После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действую­щую армию. В 1943, окончив экстерном школу рабочей молодежи, был принят на фак-т русского языка и литературы Чкаловского педагогического ин-та (ныне Оренбург). В 1947 окончил тот же фак-т Московского городского педагогическо­ го ин-та им. В.П. Потемкина (МГПИ) (сейчас — Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина). Окончив аспирантуру кафедры психоло­гии МГПИ, в 1950 защитил канд. дис: «Психологические воззрения А.Н. Ради­щева». Профессиональную деятельность начал преподавателем кафедры психоло­гии Вологодского пединститута (1950—1952). С 1952 г.— ассистент, затем доцент кафедры психологии МГПИ им. Потемки­на. В 1956—1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям пе­дагогических вузов Китая. В 1960 г. (пос­ле слияния МГПИ им. В.П. Потемкина и Моск. госуд. пед. ин-та им. В.И. Ленина) П. — доцент кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В этот период выходит его первый учебник «Психология» (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г.А. Фортунатовым. В 1965 г. защитил докт. дис. на тему: «Пути формирования основ советской психологии». Результаты исследований были опубликованы в монографии «История советской психо­логии: формирование основ психологи­ческой науки» (М., 1967). Далеко не сра­зу освободившись от идеологических сте­реотипов в оценке советского периода развития психологии, П. уже в 1960-е гг. отвергает представление о педологии как о «лженауке» и пересматривает другие позиции, утвердившиеся в советской психологической историографии. В ряде работ впервые поставил вопрос о необхо­димости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексоло­гии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др. («Вопросы теории и истории психо­логии: Избранные труды», 1984). С 1966 по 1971 г. заведует кафедрой психологии МГПИ им. Ленина, под его редакцией выходит первое издание учебника «Об­щая психология» для педагогических ву­зов (1970, 1976, 1977, 1986) и следом учебник: «Возрастная и педагогическая психология» (1973, 1980). С 1968 г. П. работает в системе АПН СССР. С 1978 по 1987 заведует кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ им. М.В. Ло­моносова. В 1989 П. один из руководите­лей ВНИК «Школа», где разрабатыва­лись принципы и основания реформиро­вания системы образования в СССР, опуб­ликованные в коллективной монографии «Новое педагогическое мышление»/под ред. П., (1989). Наряду с организационной и педагогической постоянно вел активную научно-исследовательскую работу. В 1972 г. организовал и возглавил лабораторию Психологии личности (с 1999 г. — лабо­ратория Теории и истории психологии) в НИИ ОиПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под его руководством исследо­вались проблемы психологии личности и социальной психологии

Теория личности В.А.Петровского

Современная российская психология развивает деятельностный подход, в рамках которого, в частности, разработана теория личности В.А. Петровского. В рамках этого подхода личность человека рассматривается как продукт и субъект исторического процесса. Она рассматривает биологические характеристики человека как «безличные» предпосылки развития личности, которые не могут быть сохранены в качестве равной и равноценной структуры по отношению к социальной подструктуре. Естественные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, физическая организация, достоинства и недостатки его физической одаренности оказывают очень сильное влияние на формирование его индивидуально-психологических характеристик. Но биологическое, которое входит в личность человека, трансформируется, становится культурным, социальным.

В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности. Итак, прежде всего, структура личности включает внутриличностную или интраиндивидуальную подсистему, которая образована особенностями структуры темперамента, характера и способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

В замкнутом пространстве физического тела человека его личность не может быть познана. Его можно найти только в пространстве межличностных отношений. Только процессы межличностного взаимодействия в группе можно рассматривать как проявления личности каждого участника этого взаимодействия.

Таким образом, одна из подструктур личности находится как бы в межиндивидуальном пространстве, вне органического тела личности, и образует интраиндивидуальную подсистему личности.

Внутриличностная и межличностная подсистемы не исчерпывают всех проявлений личности. Помимо них, следует выделить еще один компонент структуры личности — метаиндивидуальность (надиндивидуальность). Личность не только выходит за пределы органического тела человека, но и за пределы его нынешних, «здесь и сейчас» связей с другими людьми

В этом случае внимание психолога направлено на «вклад» в других людей, который субъекты вольно или невольно вносят в свою деятельность. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом, причем не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок непосредственного сиюминутного взаимодействия

Процесс и результат отражения субъекта в других, его идеального представления и реализации в них своего вклада называется персонализацией.

Феномен персонализации дает нам возможность внести некоторую ясность в проблему личного бессмертия, которая всегда беспокоила человечество. Как личность человека не сводится к ее отображению в телесном субъекте, а продолжается в других людях, так и со смертью индивида личность не умирает «полностью». Слова «он продолжает жить в нас после смерти» не имеют ни мистического, ни метафорического значения. Они просто констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее членов.

Представляется вероятным, что если бы мы могли зарегистрировать существенные изменения, произведенные в других людях данным индивидом посредством его реальной предметной деятельности и общения, мы получили бы наиболее полную характеристику его личности. Человек может достичь уровня исторической личности в данной социально-исторической ситуации только тогда, когда эти изменения затрагивают достаточно большой круг лиц, чтобы о них судили не только современники, но и история, которая имеет возможность более точно взвесить эти личные вклады, которые в конечном итоге оказываются вкладом в социальную практику.

1) индивидуальность личности;

2) его представленность в системе межличностных отношений;

3) отпечаток личности в других людях, ее «вклад» в них. Каждый из этих компонентов органично вплетается в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

Теория Петровского, основные положения

Автор теории персонализации — ученый-психолог А. В. Петровский. Понятие персонализации впервые появляется в его работах. Фундаментом для развития он называет потребность и необходимость в персонификации. Человеческая личность и индивид не являются одним целым. Определение себя как личности проявляется только при социальном взаимодействии в группе, через активность в обществе.

На ход развития личности влияют три этапа:

  1. Адаптация: в процессе человек усваивает нормы, правила, ценности общества, формируются общепринятые социальные навыки.
  2. Индивидуализация: в процессе человек осознает свои интересы и возможности, способности и ресурсы, открывает свою уникальность и индивидуальность, определяет свои характеристики и отличия от других. Происходит становление и утверждение собственного «Я».
  3. Интеграция: человек доносит свои ценности до общества, реализует свою уникальность и значимость через активность в социуме, влияет на мировоззрение окружающих. Для полного формирования и реализации себя как личности необходимо принятие со стороны и ощущение собственной ценности и значимости.

Выделяют три периода в формировании персонализации:

  1. Эпоха детства: от рождения до начальной школы. Адаптация к внешнему миру, познание преобладает над индивидуализацией.
  2. Эпоха отрочества: подростковый возраст. Желание свободы, поиск взаимодействия с социумом и потребность в признании характерны для этого периода. Преобладает индивидуализация.
  3. Эпоха юности: период старшей школы и далее. Формируется мировоззрение, осознание положения в обществе, выбор жизненной позиции и дальнейшей профессии. Самореализация и обретение самостоятельности в этот период важны для становления личности. При правильной и эффективной интеграции период завершается социальной зрелостью.

Механизм развития индивида как личности запускается в раннем детстве.  Не всегда индивид осознает и верно понимает потребность быть значимым и ценным для социума. На верное осознание и принятие себя оказывают влияние окружающие. На разных этапах это могут быть:

  • семья;
  • ровесники;
  • представители различных систем и служб (детский сад, школа, армия).

Общество помогает человеку в проявлении уникальности, самовыражении и самореализации. Один из недостатков такого процесса — человек становится зависим от внимания окружающих, становится необходимым не только принятие себя как личности, но и постоянное подтверждение собственной нужности и значимости.

Вывод: персонализация — основной и важный процесс для формирования позиции человека в обществе, определения основной роли индивида как личности. В разные периоды формируются особые навыки и умения, инициативность, способность объективно оценивать себя и окружающих, давать оценку своим действиям. Важную роль в становлении и развитии личности играет социум и ближайшее окружение.

Особенность феномена, наилучшая среда

Феномен персонализации имеет ряд преимуществ. Человек, осознавший свою уникальность, имеет позитивные установки: менее критичен в отношении себя самого, более инициативен в проявлении индивидуальности в социуме, убежден в собственных силах. Взаимодействие с окружающим миром происходит на основе убеждений, которые сформированы в детстве.

К особенностям феномена относят:

  1. При социальной изоляции невозможно существование индивида, реализовавшего себя как личность.
  2. Недостаток в ощущении своей значимости может привести к отсутствию персонализации в жизни человека.
  3. Субъективные негативные установки приводят к проявлению деперсонализации. Деперсонализация — это отделение личности от тела и ошибочное восприятие собственного «Я»; непонимание, чем человек может быть полезен для общества; потеря ценностей и ориентиров. Социальная активность воспринимается как действия другого.
  4. Встречается присвоение и передача промахов, недостатков одного человека другому.
  5. Если в процессе развития личности индивид передал часть себя обществу как культурное наследие или в ином виде, то личность переживет индивида.
  6. Возможна реализация личности вне индивида. К этим типам относятся выдуманные, но значимые для общества персонажи.
  7. Потребность быть личностью, и способность быть ей проявляются неодинаково.

Примечание 1

Для персонализации и становления личности человеку необходимо быть значимым, привлекательным и авторитетным для других людей и социума.

Недостаточно желания, стремления и инициативности одного человека, нужен межличностный контакт, ответная активность других людей. Наилучшая среда для персонализации — коллектив. Вступая во взаимодействие и социальные контакты, каждый из участников становится активным. Результатом взаимодействия становится успешное развитие личности.  

Персонализация — что это такое в психологии и педагогике

Персонализация — это процесс осознания человеком своей личности, значимых ценностей, социальной роли и значимости в обществе. Этот процесс происходит под влиянием образа личности, значимой для человека. В результате персонализации происходит выражение индивидуальности личности при активной деятельности.

Основная задача персонализации — понимание жизни окружающих разных социальных слоев.

Результат персонализации — возможность участия в жизни общества, как значимая и достойная личность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В психологии персонализация — это необходимость проявить себя, возникающая у индивидуума, желание показать личные способности.

Совершенствование и становление личности, желание получить признание, быть полезным для окружающих — элементы персонализации. Развитие личности основано на личностно-психологических характеристиках, мотивации и внутренних желаниях человека.

При проявлении активности человек вступает в социальные отношения, так внутреннее граничит и пересекается с внешним. В процессе усвоения и развития происходит поиск баланса между общественным и индивидуальным. Человек осознает свою уникальность, отождествляет личность с подлинным «Я», образует центр личности. При этом поддержка со стороны общества и принятие уникальности также необходимы и важны.

Вывод: персонализация в психологии — необходимая составляющая саморазвития, самоопределения, самосовершенствования личности индивидуума в процессе социальной активности.

В педагогике персонализация — это самостоятельное умение учиться, осознание потребности в образовании с возможностью выбора предметов для изучения.

Организация, реализация и изменение учебного процесса основаны на принципе персонализации. Субъект обучения самостоятельно выбирает, в каком направлении развиваться, и в какой степени придерживаться учебного плана.

Педагогу необходимо учитывать уровень субъектной активности, его инициативность в процессе обучении. Перед педагогом стоит задача создать оптимальные условия для раскрытия личности, индивидуальности и ее потенциала.

Достоинства процесса обучения, построенного на принципах персонализации:

  • удовлетворение потребностей личности быть собой;
  • предоставление свободы в выборе интересов и следовании им;
  • формирование активной нравственной, культурной, социальной позиции;
  • воспитание ответственности за результаты выбора.

Один из недостатков — невозможность широкого применения в массовой школе.

Реферат

Теория личности А.В. Петровского

Екатеринбург

2005

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Личность как субъект межиндивидуальных отношений…………………….5

1.1. Проблема личности и индивида в психологии А.В. Петровского…………5

1.2. «Значимый другой» в системе межличностных отношений………………8

2. Самоопределение личности в группе………………………………………..10

2.1. Принцип деятельностного опосредования отношений людей

в группе……………………………………………………………………………10

2.2. Метод отражения субъективности как основной метод изучения

личности……………………………………………………………………14

2.3. Постулаты теории личности А.В. Петровского….…………………………15

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….20

Из введения

…Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А.В. Петровского, — это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий.

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Следовательно, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Цель работы: изучить теорию личности А.В. Петровского как субъекта межиндивидуальных отношений в группе.

Задачи:

1. Рассмотреть проблему личности и индивида в психологии А.В. Петровского;

2. Изучить концептуальную модель «значимого другого» в системе межличностных отношений;

3. Раскрыть принцип деятельностного опосредования отношений людей в группе;

4. Дать характеристику метода отражения субъективности при психологическом изучении личности А. В. Петровского.

Список литературы

1. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов-на – Дону, 1998.

2. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

3. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на – Дону, 1996.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — Ростов-на – Дону, 1996. Том. 2.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. Пособие. – 2-е изд. –М.: «Академия», 2001.

6. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

7. Психология. Словарь. – М., 1990.

Персонализация и деперсонализация

Существует понятие, противоположное персонализации – деперсонализация. Это процесс отчуждения личности, при котором человек не понимает, чем он может быть полезен обществу. Индивид теряет ориентиры, разрушается его система ценностей и идеалов. В особо запущенных случаях при деперсонализации человек будто бы наблюдает за собой со стороны, он не может соединить воедино свою личность и тело.

Большинство людей сталкиваются с деперсонализацией после выхода на пенсию или при длительной болезни, социальной изоляции. Взаимодействие с социумом, возможность привносить в мир что-то новое, признание заслуг обществом – обязательные условия персонализации.

Механизм развития

Первые проявления заметны уже в раннем детстве. Процесс набирает силу в первую треть жизни индивида. Потребность быть личностью, значимым и ценным членом общества, не всегда осознается самим индивидом. В связи с этим она принимает разные формы: открытые попытки вести за собой или, например, альтруизм, помощь обездоленным. Без самореализации человек испытывает психологические трудности.

Становление персонализации проходит в несколько этапов:

  • воспитание в семье.
  • общение с ровесниками.
  • освоение социального опыта в ходе общения, учебы, работы, службы в армии и т.д.
  • самостоятельная работа и социальная активность.

На последнем этапе человек достигает пика в самовыражении, проявлении индивидуальности. Но со временем наблюдается обратный процесс: индивид все больше становится зависим от внимания других людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: