Патримониальная теория: сущность и основные принципы

Суть теории

Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:

  • человек не может без общения;
  • он создает вокруг себя ячейку (группу);
  • в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
  • глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
  • власть отца не оспаривается, как и его место.

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.

Распределение ресурсов

Одним из основных принципов патримониальной теории является распределение ресурсов в обществе. В рамках этой теории, ресурсы включают в себя материальные и нематериальные активы, которые контролируются властью и могут быть использованы для достижения политических и экономических целей.

В патримониальных системах распределение ресурсов осуществляется в соответствии с принципами личной власти и лояльности. Глава государства или властный элитный слой имеют монополию на доступ и контроль над ресурсами, и они используют их для укрепления своей власти.

Часто патримониальные режимы используют клиентелистские сети, чтобы обеспечить лояльность и поддержку своей власти. Важные ресурсы, такие как земля, предприятия и финансовые активы, могут быть предоставлены взамен на поддержку и верность. Таким образом, распределение ресурсов становится инструментом для укрепления политической стабильности и поддержки власти.

Существует несколько вариантов распределения ресурсов:

  • Владение и наследство: ресурсы передаются по наследству внутри элитного круга, что способствует сохранению власти и контроля.
  • Политические назначения: ресурсы предоставляются властью взамен на поддержку и верность. Это может включать должности в государственном аппарате, контроль над ключевыми индустриальными предприятиями и доступ к финансовым средствам.
  • Патронажные отношения: власть предоставляет ресурсы своим сторонникам в обмен на лояльность и поддержку. Такие отношения могут быть установлены с помощью денежных выплат, предоставления ресурсов или предоставления доступа к привилегиям.

Распределение ресурсов в патримониальной системе может приводить к неравенству и коррупции. Это может стимулировать конкуренцию и конфликты внутри элиты и общества в целом. Кроме того, неравное распределение ресурсов может создавать недовольство и потенциальные источники социальных напряжений и нестабильности.

В целом, патримониальная теория позволяет нам лучше понять, как власть и ресурсы влияют на политическую динамику и социальные отношения в обществе. Распределение ресурсов является ключевым аспектом этой теории и может быть использовано для анализа и объяснения различных политических и социальных явлений.

Социально-экономические теории происхождения государства

Вторая категория охватывает все концепции, авторы которых пытаются объяснить процесс появления государства исключительно социальными или экономическими причинами.
Рис. 5. «Провозглашение независимости Чили». П. С. Эрразуриза. 1945 год

Договорная теория

Это — одна из самых проработанных и логичных гипотез, которая при этом не требует сложных объяснений и абстрактных допущений. Ее сторонники (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев и другие) считают, что государство является формой общественного договора.Общественный договор — это негласное соглашение, в рамках которого широкие массы отказываются от части своих естественных свобод в обмен на безопасность, предоставляемую сильным меньшинством.В качестве достоверного исторического примера такой формы построения социума можно привести приглашение Рюрика на княжение в Новгород. По сути, любое современное государство является общественным договором, просто он заключается в неявной форме через конституцию и прочие законодательные акты.

Классовая теория (историко- или диалектико-материалистическая)

Авторы — К. Маркс и Ф. Энгельс. Пожалуй, на постсоветском пространстве это самая известная концепция, и если убрать из нее идеологическую составляющую, она действительно предлагает простое и понятное объяснение процессу возникновения государства.Сторонники марксистской теории считают, что государство является следствием развития экономики, то есть сначала произошло разделение труда, затем закрепилось право частной собственности, а в итоге появились разные классы, интересы которых часто являются противоречивыми.
Рис. 6. Глава и 700 мэров Каталонии на встрече по подготовке референдума о независимости. 2017 годФридрих Энгельс в своих трудах объяснял, что государственная власть играет роль своеобразной силы, которая сдерживает разные классы, чтобы они не уничтожили друг друга.Татьяна Кашанина, автор ряда книг по политологии, отмечает следующие основные плюсы классовой гипотезы:

  • Она признает важную роль материальных благ в развитии общества;
  • Маркс и Энгельс оперировали реальными историческими фактами;
  • В классовой теории социальный аспект неразрывно связан с экономикой.

С другой стороны, у этой стройной на первый взгляд теории есть и минусы:

  • Во-первых, кроме экономики существуют и другие факторы, серьезно влияющие на становление государства, например, психологические и религиозные особенности народов.
  • Во-вторых, в животном мире тоже есть расслоение на условные классы (главные и слабые самцы), но их ареал обитания не имеет ничего общего с человеческим обществом.
  • В-третьих, известно, что экономические модели древних западных и восточных регионов отличались, поэтому применять к ним одну теорию некорректно.

Гидравлическая теория

Автор — Карл Виттфогель. Согласно этой гипотезе, государство возникает в том случае, если люди вынуждены для выживания создавать сложные ирригационные сооружения.Здесь действует простая логика: поскольку строительство и обслуживание каналов требует высокой концентрации ресурсов, особенно трудовых, в процессе их возведения появляется класс “управленцев” (чиновников, надзирателей). Так формируется иерархия.Ярким примером подобных обществ являются все древние рабовладельческие государства, где деспот решал, какую долю от имеющихся ресурсов получает за службу знать, а аристократия, в свою очередь, следила, чтобы рабы исправно обслуживали хозяйство.
Рис. 7. Подходы к типологии государств

Патримониальная концепция

По своей сути она похожа на ирригационную, так как в данном случае источником первоначальной власти признается земля.

Естественно-правовая теория

Один из основоположников — Аристотель. Эта концепция исходит из деления права на естественное и позитивное. Первое — дано от природы, а второе — является результатом общественного соглашения. Центральное место в этой гипотезе отведено справедливости, то есть предполагается, что позитивное право не должно умалять естественные права людей. Эта модель нашла отражение и в современных концепциях, например, в декларации прав человека.

Патерналистская теория

Подобные идеи высказывали Аристотель и Конфуций, но позже их развивал Роберт Филмер. В данном случае государство рассматривается как большая “семья”, где роль отца играет верховный правитель (поэтому она еще называется патриархальной).

Иерархичность власти

Патримониальная теория предполагает наличие иерархической структуры власти, в основе которой лежит персонализированное отношение правителя к подчиненным. Данный подход предполагает, что власть не строится на институционализации, а зависит от личных отношений, лояльности и патримониальной зависимости.

В иерархии власти в рамках патримониальной теории выделяются несколько уровней:

  1. Верхний уровень. На этом уровне находится правитель или верховный правитель, который обладает патримониальной властью. Он имеет решающее слово во всех вопросах и контролирует нижестоящие уровни иерархии.
  2. Средний уровень. На этом уровне находятся непосредственные подчиненные верховного правителя. Они могут занимать посты региональных правителей, советников, министров и других должностных лиц. Им предоставляются определенные полномочия, но их власть и решения все равно зависят от верховного правителя.
  3. Нижний уровень. На этом уровне находятся подчиненные среднего уровня иерархии. В их число входят низшие служащие, бюрократы и другие должностные лица. Их полномочия и власть ограничены, и они должны подчиняться решениям верховного правителя и среднего уровня.

В патримониальной теории иерархичность власти основывается на принципе пирамидальной структуры, где каждый уровень подотчетен верхнему. Решения и действия сделанные верховным правителем автоматически распространяются на всех нижестоящих уровнях, а изменения в власти верхнего уровня автоматически отражаются в структуре власти нижних уровней.

Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.

Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:

  • материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
  • актуальное состояние укладов в области труда;
  • формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
  • соотношение потребительной и производящей экономик;
  • наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.

Минусы концепции, это:

  • недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
  • государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
  • данная теория не прошла проверку исторической практикой.

Особенности патримониальной теории

Исторический процесс зарождения государственности сторонники патримониальной концепции видели следующим образом. На ранних стадиях развития общества основной деятельностью человека было собирательство. И уже тогда земля была главным ресурсом. Конфликты между племенами преимущественно возникали из-за территориальных споров.

При переходе к производящему хозяйству во много раз выросло значение земли, поскольку этот тип экономической деятельности предполагает оседлый образ жизни.

Примечание 2

Под производящим типом хозяйствования понимается земледелие и животноводство. Для этих занятий требуется наличие больших земельных угодий.

По мере развития общественных отношений земельная собственность концентрируется в руках вождей и их ближайшего окружения. Право на землю трансформируется в политическую власть, а из нее уже произрастают государственные институты.

Примечание 3

Земельная собственность государства формируется как мирным, так и насильственным способом — через освоение новых земель, завоевания, династические браки и другими путями.

Первые органы управления формируются из лиц, близких к правителям. Военная служба, несение повинностей и другие обязанности людей перед государством на ранних этапах представляют собой условно добровольные институты, основанные на личной зависимости членов общества от политической элиты.

Примечание 4

Государственная собственность происходит из собственности государя.

Во многих странах существовало представление о том, что вся земля в стране — это принадлежность короля, князя или другого верховного правителя. Государь одаривает землей подвластных ему представителей аристократии. Так появляется феодальный сюзеренитет.

Сюзеренитет — это система отношений между вассалами и сюзеренами, характерная для эпохи феодализма. При этом власть сюзерена основывается на подчинении ему более мелких феодалов, которым он раздает во владение часть своих земель. Те в свою очередь являются сюзеренами для еще более мелких феодалов.

В средневековую эпоху государство основывалось на рассмотрении власти как объекта собственности одного землевладельца по отношению к находящемуся ниже него по иерархической лестнице другому землевладельцу.

Согласно патримониальной теории, государство воспринималось средневековым человеком как частное хозяйство государя, которым тот мог распоряжаться по своему усмотрению.

В эпоху Нового времени правители обладают наследственным правом на землю и политическую власть, а поэтому общество должно им подчиняться.

Главные особенности патримониальной теории:

  1. Носит ярко выраженный идеологический характер.
  2. Оправдывает существующий монархический строй.
  3. Идеалом видит феодальное устройство общества, в котором все четко структурировано и каждый выполняет предназначенную ему роль.
  4. Рассматривает разнообразные повинности как естественную обязанность зависимого населения.
  5. Признает основным источником права монархическую власть.

Преимущества и недостатки теории

Патримониальная концепция имеет как достоинства, так и ряд недостатков.

  • отличается логическим построением и наличием большой доказательной базы;
  • опирается на широкие исторические данные (Галлер в свое время работал профессором истории);
  • содержит анализ трансформации земельного права и его влияния на процесс образования государства;
  • делается попытка описания идеального общественного устройства.
  • не учитывает все многообразие факторов, которые влияли на происхождение государств (экономические, географические, этнические, религиозные);
  • консервирует общество, отрицательно относится к возможности его развития в сторону демократии;
  • идеализирует монархию;
  • преувеличивает значение частной собственности на землю.

Критики патримониальной теории также указывают на то, что в ней не объясняется подробно источник происхождения права на земельную собственность. Если это право сильнейшего — значит, концепция должна заимствовать основные положения теории насилия. Если это право, дарованное Богом, то патримониальная концепция во многом сливается с теологической теорией.

Теорий происхождений государства и права, объясняющих смысл, причины и истоки зарождения государственного устройства существует множество. Они различаются по принципам и задачам, это обусловлено политическими взглядами и убеждениями их авторов, а также теми знаниями о мироустройстве, которые были актуальны на период исследования.

Невозможно назвать одну единственно верную, потому как для каждого государства, со своими историческими и географическими особенностями подходят разные теории.

Исследование сферы бизнеса

Исследование сферы бизнеса является важным аспектом развития патримониальной теории. В основе этой теории лежит представление о том, что бизнес-среда является патримониальным управлением, основанным на клиент-поставщик отношениях и тесной связи между правительством и бизнес-структурами.

Для более глубокого понимания сферы бизнеса и ее особенностей проводятся исследования, которые позволяют выявить проблемы, сильные и слабые стороны, а также потенциал для развития. Исследования включают множество аспектов, включая экономические показатели, политическую стабильность, юридическую систему, наличие коррупции и прозрачности в деловой среде.

Одним из ключевых аспектов исследований является анализ конкурентной среды бизнеса. Он направлен на определение основных игроков на рынке, их доли рынка, стратегий конкурентов и тенденций развития. Это позволяет понять, какие факторы определяют конкурентоспособность предприятий в данной сфере и как возможности для новых игроков.

Также исследуются факторы, связанные с регулированием бизнеса, такие как налоговая политика, правила и лицензирование. Это включает в себя изучение налоговых ставок и бюрократической процедуры при регистрации и ведении бизнеса. Анализ этих факторов позволяет оценить, насколько благоприятная среда для предпринимательства и инвестиций.

Кроме того, часто проводятся исследования сферы бизнеса для оценки рисков и возможностей для инвестиций. Это может включать изучение экономического роста и стабильности, рыночных тенденций, доступности финансирования и инфраструктуры. Эти данные помогают инвесторам принимать решения о вложении капитала в определенном регионе или секторе.

Исследование сферы бизнеса позволяет не только понять текущую ситуацию в бизнес-среде, но и выявить потенциал для улучшения и развития. Оно является неотъемлемой частью патримониальной теории и помогает предоставить аналитическую основу для принятия стратегических решений и разработки политики в сфере бизнеса.

Религиозные и мифологические концепции

Основа всех религиозных и мифологических теорий — это представления о божественном происхождении государства, системы власти, правил поведения. Первые теории появились при формировании первобытных общин. Существовали такие теории до средневекового периода. Общество и государство не разделялись.

Теория Платона

Согласно теории Платона государство появилось во времена Зевса и олимпийских богов, которые по жребию поделили все страны земли. Афина и Гефест основали демократическое государство на территории древних Афин (Аттика). Посейдон установил государство в форме наследственного царского правления на Атлантиде.

Основы государства были закреплены в законах. По теории Платона для организации верных форм земной жизни необходимо подражать мифическим первообразам: устройству Афин, где правят философы и устройству Атлантиды, где правят законы.

Древнеиндийская теория

Происхождение государства связывают с мифическими образами. Общекосмический и земной порядок, его законы, традиции и обычаи установили «Вседержители» Индра и Варуна. Индра был защитником государства от внешнего врага. Варуна представляет отношения между человеком и Богом.  Правовую сторону власти и союз между людьми позже представил Митра.

Древнекитайская теория

Порядок, организация власти, правила поведения появились в Древнем Китае благодаря божественному небу. Изначально термин поднебесная использовался для обозначения всего мира, позднее стал относиться только к территории, на которой правил император. Сам император считался сыном неба, которого назначили носителем власти.

Теологическая

Теологическую теорию иногда называют теократической.

Основателем теологической теории считают Фому Аквинского (средневековый монах). Он первым сформулировал идеи и концепции, характерные для общества того времени (12–13 век). Позднее эту теорию поддерживали Маритен и Мерсье (философы 19 века). Согласно его теории государственное образование является проявлением воли Бога. Государственная власть считается вечной и незыблемой, зависит от религиозных организаций и деятелей.

Люди не могут самостоятельно справиться со своими пороками. Государство и представители власти являются представителями и выразителями велений божьих. Все обязаны подчиняться главе государства. Неравенство среди граждан также объясняется волей божьей. Непослушание и нарушение правил рассматривается как неподчинение Богу.

Плюсы теологической теории состоят в том, что она способствует укреплению порядка, согласия, усилению духовности населения, препятствует переделу власти, насилию.

Основной недостаток теории в том, что ее нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Теологическая концепция не рассматривает социально-экономические и другие отношения, их влияние на государство. Придерживаясь этой теории, невозможно совершенствовать форму государства, улучшать его устройство.

В настоящее время эта теория поддерживается в Ватикане, Израиле и идеологами ислама, некоторыми восточными странами.

Теории возникновения славянских государств

Довольно часто среди специалистов возникают споры на предмет того, какой моделью описывать происхождение древнеславянских стран, так как они не подпадают ни под одну цельную гипотезу.Особенно хорошо это видно на примере дуалистической теории, которая формулирует два пути — восточный и западный. Первый — по сути близок к ирригационной гипотезе, а второй — к классовой. На исконно славянских территориях можно найти подтверждения обеих теорий, поэтому эксперты формулируют специфические региональные гипотезы происхождения государств. Основные их разновидности отражены в таблице 1.
Подводя итоги, нельзя не заметить тот факт, что демографическая ситуация в современных странах практически не зависит от их исторического пути развития, поэтому подобные исследования носят скорее теоретический, а не прикладной характер. Тезисно закрепить пройденный материал вам поможет нижепредложенные видео и тест.

Авторы идеологии

Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой. Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью

В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером

Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции. Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.

Личная преданность

Патримониальная теория управления основана на ключевом принципе личной преданности. Это означает, что власть и ресурсы принадлежат верховному лидеру или группе лидеров, а не собственности всего общества или государства.

Личная преданность является базовой основой патримониализма. Она позволяет правителям контролировать и манипулировать своими подчиненными через личные связи и зависимости.

Личная преданность создает сильную вертикальную властную структуру, где решения и приказы принимаются сверху вниз и должны безоговорочно выполняться подчиненными. В отличие от демократических систем, где власть основана на правах и законах общества, в патримониальных системах личная преданность коренится в личной приверженности и лояльности к правителю.

Патримониальная теория управления исходит из того, что личная преданность является инструментом контроля и поддержания стабильности в обществе. Она предполагает, что личная преданность дает основу для управления и поддержания социального порядка, так как верховный лидер может награждать и пожаловать привилегии своим преданным, а также наказывать непослушных и нелояльных.

Однако личная преданность может быть источником проблем и неэффективности в управлении. Когда лидерские позиции основаны на личной преданности, критическое мышление и независимость в принятии решений могут быть подавлены. Это может привести к недостаточному вниманию к потребностям и интересам общества, а также к неприятию новых идей и инноваций.

Примеры личной преданности в истории:
Лидер
Страна/империя
Примеры личной преданности

Цезарь
Древний Рим
Военные легионы, преданность окружающих

Людовик XIV
Франция
Вера в «божественное право королей»

Сталин
Советский Союз
Культа личности, тоталитарный контроль

В итоге, личная преданность играет существенную роль в патримониальной теории управления. Она обеспечивает властным структурам эффективный способ управления и контроля, но также может вести к возникновению проблем и неэффективности

Важно понимать, как личная преданность влияет на систему управления, чтобы оценить ее применимость и последствия

Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы

Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.

Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.

Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.

Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.

Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:

  • появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
  • как правило, войны имеют вторичный событийный характер
  • в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
  • мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.

Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.

Достоинства концепции в том, что:

  • пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
  • госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
  • насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

Минусы теории, это:

  • если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
  • сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
  • если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Основные принципы патримониальной теории

Патримониальная теория — одна из ключевых теорий, объясняющих различные аспекты политической организации общества. Она основана на предположении, что власть и ресурсы контролируются небольшой группой людей, которые передают свои привилегии и богатство через наследство или личные связи.

Основные принципы патримониальной теории включают:

  1. Персонализация власти: В патримониальной системе, власть сосредоточена в руках одного лидера или малой группы людей. Лидеры часто являются наследниками власти или получают ее через личные связи и договоренности.
  2. Клановая структура: В патримониальной системе ресурсы и власть контролируются определенными кланами или семьями. Члены таких кланов имеют прямой доступ к ресурсам и привилегиям.
  3. Постоянство власти: Власть в патримониальной системе передается по наследству или определенным соглашениям. Лидеры могут править долгие годы или даже поколения.
  4. Отсутствие ограничений: В патримониальной системе власть и ресурсы не подвержены контролю или ограничению. Лидеры имеют широкие полномочия и могут использовать ресурсы по своему усмотрению.
  5. Клиентелизм: В патримониальной системе власть и ресурсы используются для поддержки и контроля над подданными. Лидеры обеспечивают блага и защиту только определенным клиентам, которые в свою очередь предоставляют им поддержку и лояльность.

Примерами патримониальной теории могут служить некоторые авторитарные режимы, где власть и ресурсы сосредоточены в руках правящей элиты, не подверженной демократическому контролю. Такие режимы часто характеризуются отсутствием политической свободы и социального подъема для широких слоев населения, а также неравномерным распределением благ и ресурсов.

Социально-экономические теории происхождения государства

Авторы социально-экономических теорий объясняют процесс происхождения государства экономическими, материалистическими или социальными факторами.

Договорная теория

Одна из самых распространенных и логических теорий. Основоположник и последователи теории — Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев. Согласно этой теории государство — это результат общественного договора. Договор по этой теории — соглашение, при котором широкие массы людей отказываются от части своих свобод, взамен им предоставляется безопасность и благополучие.

Пример такого государства — государство древней Руси, возникшее при Рюрике. Любое современное государство можно считать примером договорного государства через конституцию и другие законодательные акты.

Основным минусом теории является тот факт, что один из вариантов теории договора — теория насилия, при которой власть сосредотачивается в руках сильного меньшинства без согласия широких масс, в принудительном порядке.

Классовая теория

Теория принята в современном научном сообществе и является одной из самых логичных и доказанных. Основоположники теории считаются К. Маркс и Ф. Энгельс. Однако их теории берут свое начало из гипотез Платона, Сен-Симона, Л. Моргана. Государство рассматривается как результат разделения труда, разрастания ремесел и других видов деятельности, появления частной собственности, разделения общества на классы.

Государство согласно этой теории играет сдерживающую роль, при которой представители разных классов не уничтожают друг друга. Материальные блага играют важную роль при возникновении государства, социальный фактор связан с экономическим.

Классовая теория имеет разновидности: экономическая или марксистская.

Теории, построенные на основе классовой теории, имеют ряд недостатков. Они учитывают только экономический фактор без учета психологических и религиозных особенностей. Животное общество также имеет расслоение, но не образует государство. Экономическая модель подходит не любому государству.

Гидравлическая модель происхождения государства

Согласно теории государство возникает, если люди создают сложные ирригационные сооружения для выживания. Строительство, которое требует концентрации ресурсов, способствует появлению класса «управленцев». В результате возникает иерархия, что способствует формированию государства.

Разновидностью теории является патримониальная теория.

Естественно-правовая

Основоположник теории — Аристотель. Концепция предполагает деление на естественное (дано от природы) и позитивное (результат общественного соглашения). Справедливость — основной фактор этой теории. Позитивное не умаляет естественного, учитывает природные права человека.

Принципы этой концепции нашли свое отражение в декларации о правах человека.

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

В современной литературе по археологии, антропологии и этнографии отмечается, что около 2-1,5 миллионов лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада. Позднее люди объединялись по родственным связям в родовые общины, что явилось основной организации первобытного общества. Последнее характеризовалось общественной собственностью на орудия и средства производства, равномерным распределением общественного продукта между членами рода, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием прибавочного продукта в каждой родовой общине. Позднее рода объединялись в племена и возникали племенные объединения или союзы.

Власть при первобытном строе носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода. Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена к месту старших. Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей 1) обычаями регламентировались все сферы деятельности всех членов первобытного общества и действовали они в комплексе с нормами, мерами религиозных обрядов и ритуалов.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в догосударственном обществе общественная власть и социальные нормы (правила поведения) полностью соответствовали его экономическому, социальному и духовному развитию каждого члена родового общества.

Применение

Патримониальная теория применяется в различных сферах и областях, таких как политология, социология, экономика и история. Рассмотрим основные сферы, в которых применяется данная теория:

  • Политология: Патримониальная теория позволяет объяснить формирование и функционирование политических систем. Она помогает понять, какие факторы влияют на распределение власти и ресурсов в государстве, а также как происходит передача власти от одного правителя к другому.
  • Социология: В социологии патримониальная теория помогает объяснить процессы социальной стратификации, формирование иерархических отношений в обществе и установление прав принадлежности к определенной социальной группе.
  • Экономика: В экономике патримониальная теория используется для анализа влияния патримониализма на экономическое развитие и эффективность экономических институтов. Она позволяет выявить связь между неравенством, коррупцией и недостатками в управлении.
  • История: В истории патримониальная теория помогает анализировать исторические процессы, такие как формирование государственных структур, миграции народов, конфликты и войны. Она помогает понять, как влияют патримониализм и клиентелизм на развитие общества.

Таким образом, патримониальная теория играет важную роль в понимании и объяснении различных социальных, политических и экономических явлений. Она помогает исследователям и аналитикам лучше понять взаимодействие между властью, ресурсами и институтами в обществе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: