Анализ романа «мастер и маргарита», его смысл и суть

Краткое содержание «мастер и маргарита»

Ключевые моменты фильма

1. Провинциальный писатель Воланд приезжает в Москву и начинает проводить свои «магические» выступления

Он и его команда демонов привлекают внимание московской интеллигенции и вызывают их интерес

2. Мастер, рассказывающий историю Иешуа Голиаф, встречается с Маргаритой, которая ждет своего возлюбленного, писателя Берлиоза. Мастер и Маргарита влюбляются друг в друга, и новая любовь помогает им обрести внутренний покой.

3. Воланд устраивает костюмированный бал в огне и крови и приглашает своих знакомых. На балу происходят ужасные вещи, и в конце концов Воланд объявляет свое истинное лицо – он Дьявол.

4. Мастер и Маргарита были отправлены в психбольницу после того, как их произведение вызвало скандал в литературных кругах. Там они встречают Иешуа Голиафа, который их спасает и уводит в неизвестном направлении.

5. Воланд дает Берлиозу «книгу», в которой описаны все его поступки и мысли. Это приводит Берлиоза к психическому разложению, и он погибает.

6. Маргарита встречается с Воландом и просит его вернуть ей Мастера. В ответ Воланд соглашается на условиях того, что Маргарита пройдет через магическую превращающую дорогу. В конце концов Маргарита обретает любовь и покой и становится сильной и независимой женщиной.

В чем суть концовки

Книг о смысле жизни написано немало. Но роман Булгакова отличается необычным форматом подачи. В нем бытовые реалии переплетаются с фантастическими, необъяснимыми явлениями.

Смысл книги Мастер и Маргарита становится понятнее после прочтения последнего разговора Маргариты с Воландом. Он успокаивает ее, говоря, что «все будет правильно, на этом построен мир». Этим автор объясняет свое понимание миропорядка – существование добра рядом со злом, а наказания – рядом с состраданием.

В финале описываются изменения, произошедшие в жизни героев. Понтий Пилат получает прощение. Иван Бездомный бросает попытки писать стихи, становится профессором истории. Маргарита соединяется с возлюбленным, как мечтала, оставшись с ним даже после смерти.

Мастер получает покой, так как не заслуживает света. Но автор не дает точного толкования, каков этот покой – божественный либо телесно-душевный.

В эпилоге рассказывается о том, что профессору Поныреву (бывшему поэту Бездомному) раз в год снится странный сон о прокураторе Пилате, Мастере, уходящем вдаль по лунной дорожке вместе с возлюбленной. Утром лунные призраки, наваждения исчезают до следующего полнолуния.

Толковать финал произведения можно по-разному. Писатель дал возможность читателю самому решать, чем закончилась книга Мастер и Маргарита, стоит ли верить происшедшему либо это болезненный бред Ивана Бездомного.

Роман Булгакова – одна из тех книг со смыслом, которую читатели разбирают на цитаты, а концовка вызывает множество вопросов. Это произведение нужно перечитать не один раз, потому что каждое прочтение дает понимание чего-то нового, индивидуального.

Композиция

Как уже говорилось ранее — это роман в романе. Это говорит о том, что сюжет произведения разделяется на два слоя. Первый слой — это то, что открывает читатель, а второй — произведение героя из первого слоя, благодаря которому появляются новые персонажи, пейзажи, времена и основные события. 

Основой произведения является рассказ автора о советской Москве и ото, как в нее приехал дьявол, который решил провести в городе бал. В это же время дьявол наблюдает перемены, которые произошли с людьми, и позволяет своей свите вдоволь нарезвиться. Он таким образом хочет наказать столичных жителей за их пороки. 

На своем пути темные силы встречаются с Маргаритой, которая состояла в любовной связи с Мастером. Мастер — писатель, создавший роман о Понтии Палате, который и является вторым слоем повествования. В нем идет речь о том, как Иешуа попадает на суд к прокурору, где ему выносится приговор — смертная казнь. Данную линию автор развивает параллельно с тем, что творит свита Воланда в столице. Два сюжета сливаются в одно целое в тот момент, когда Воланд показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который так и продолжает ждать прощения от Иешуа. Автор заканчивает его мучения, а вместе с этим заканчивается и его история. 

О фильме

Надо отметить, что режиссер Владимир Бортко с большой ответственностью подошел к созданию своей картины. Он изучил всю литературу о романе и, прежде всего, оценку его православными исследователями. Это было видно из его интервью и бесед и из самого фильма. Более того, актеры тоже знакомились с подобной литературой, а книга отца Андрея Кураева была чуть ли не своеобразным руководством в их творческом процессе. По поводу фильма было высказано немало критических замечаний. Как правило, они лежат в русле сугубо эстетико-кинематографического ракурса или в русле «нам представлялось все по-другому». Говорилось о неправильности выбора актеров, игравших Воланда и Пилата. Дело в том, что возраст актеров не соответствует возрасту персонажей, определенному автором романа и исторической действительностью. Да, у Булгакова Воланд выглядит внешне лет на сорок пять, но внутренне ему более шести тысяч в земном измерении, по крайней мере. О нем можно сказать, что он, в отличие от Бога, не «ветх денми», а «дряхл денми». Именно это и показывает режиссер, причем происходит деэстетизация этого образа. Что же касается историчности возраста Пилата, который был ровесником своего Подсудимого, то, во-первых, почему-то неисторичность образа Иисуса Христа в романе не вызывает возражений у этих критиков, а во-вторых, на наш взгляд, здесь режиссер, может, и сам того не замечая, в этом образе дает символ всего ветхого мира, который пришел к своему концу, не осознавая того. Были замечания по поводу Кота. Но именно неправдоподобность, кукольность и есть сущность марионеток дьявола, в них нет подлинной жизни, нет укорененности в бытии, поскольку они сделали свою ставку на небытие.

Не скроем, с большим опасением ожидались эпизоды, связанные с так называемыми «Ершалаимскими главами», точнее, с образом Иешуа Га Ноцри. И здесь, на наш взгляд, режиссер был на высоте. Во-первых, он показал, что Иешуа — это просто философ Иешуа, но не Мессия, не Иисус Христос. И актер Безруков отдавал себе отчет, что он играет не Спасителя, а простого человека, достойного жалости и сострадания, но не поклонения. Во-вторых, сцена распятия была снята с целомудрием, без натуралистического смакования подробностей страдания, без аффектации, свойственной неправославной духовности.

Прекрасно показана Москва — это метафизическая Москва тридцатых годов, готовая принять «консультанта». Собственно, им самим и подготовлено место для своего визита. Москва: мир без Бога, вернее, мир, отрицающий Бога. Преддверие ада — вот какова Москва в романе, а в фильме это подчеркнуто особо. Режиссер сумел передать тотальное одиночество человека, а это и есть ад.

Визуальный ряд сцен превращения Маргариты в ведьму (которая уже жила в ней), шабаша, бала у сатаны не оставляет никаких сомнений о сущности сил, представленных в них. Никакой эстетизации и романтизации нечистой силы нет. «Обнаженная натура» подана режиссером с тем тактом и чувством меры, которые практически исчезли сегодня из кинематографа.

Но, главное, на наш взгляд, Владимир Бортко сумел показать все то, что Булгаков прятал, и при этом не отойти от текста романа. Ему удалось показать, что перед нами зло, пусть и наряженное в карнавальную бутафорию. Карнавальное бутафорское зло как раз-то и нужно Воланду со свитой, чтобы за масками и личинами люди не разглядели подлинного зла.

Нет в фильме истинного образа добра. Но здесь режиссер не виноват. Нет его в самом материале, то есть в романе. Добру в книге отведено второстепенное место, оно выступает в нем в роли пассивного начала. Носитель добра скорее призрачен, чем реален. Он призрачен, как та лунная дорожка, по которой он идет с Понтием Пилатом. Странно, что лунный свет, традиционно связывающийся с темной, сатанинской мистикой, Булгаков соединяет с Иешуа-Иисусом (в конце романа происходит лукавое соединение двух, на самом деле несовместимых, образов).

Можно сказать, что Владимиру Бортко удалось экранизировать роман, полный соблазнов и прелести, избежав их воздействия, насколько это возможно, работая с таким материалом.

О чем книга «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Двое московских литераторов решили прогуляться в районе Патриарших прудов. Но неожиданно Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный встретили персонажа, которого приняли за иностранца. Герои произведения еще не догадывались, что перед ними сам Воланд, являющийся дьяволом. Но в Москву он прибыл не один, а со своей верной свитой. Персонаж ведет странные разговоры и даже предупреждает Берлиоза, что скоро его ждет страшная смерть.

Спустя время Воланд оказывается в «нехорошей квартире». Дьявол вместе со своими помощниками проводят в столице несколько розыгрышей и даже мистификаций. Им даже удается провести сеанс черной магии. Поэт Иван Бездомный после встречи с сатаной и его свитой и вовсе угодил в психиатрическую лечебницу.

Именно в этой больнице персонаж впервые увидел Мастера, который и поведал ему историю его произведения о Понтии Пилате. Однако герой романа так и не смог добиться, чтобы его рукопись была опубликована. Не выдержав давления со стороны окружающих, Мастер стал пациентом психиатрической больницы. Маргарита являлась тайной женой персонажа. Исчезновение возлюбленного стало для бездетной тридцатилетней женщины настоящим ударом.

История создания книги «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над произведением «Мастер и Маргарита» в декабре 1928 года. До самой своей смерти автор вносил правки в роман. Эта книга считается незавершенной. Уже после смерти своего супруга Елена Сергеевна собирала воедино его черновые рукописи. Первый вариант произведения М. Булгаков уничтожил в 1930 году. В этой версии, состоящей всего из 160 страниц, не было Мастера и Маргариты. Автор сжег этот роман, так как эта редакция не была допущена к изданию. Однако часть первой версии романа все же уцелела. И в 1932 году Михаил Афанасьевич вновь приступил к работе над произведением. Второй вариант сильно отличался от первой редакции, в нем появились новые действующие лица. Основательно писатель занялся книгой лишь спустя два года.

В 1940 году здоровье автора заметно пошатнулось. М. Булгаков все дни проводил в постели, но это не мешало ему продолжать работу над рукописью. Вдова писателя отмечала, что в конце зимы 1940 году писатель уже практически не мог диктовать. Но он как и прежде старался редактировать свое творение.

Противоборство добра и зла в творчестве

Добро и зло противоборствуют и в искусстве. В качестве негативного примера Булгаков приводит современных писак, которые занимаются не истинным творчеством, а только лишь выполняют заказ государства. Каждому из членов МОССОЛИТа кажется, что он все делает правильно, живет он честно и работает на пределе своих возможностей. Вот только ценности у них не истинные, не те, которые должно преследовать настоящее творчество. В противовес этому мы видим Мастера, который не может жить без своего произведения, он стал для писателя смыслом жизни. Но никто из пресловутых писак не принимает его искусства. В итоге истинное творчество, вечное и ценное, остается не понятым. Но «рукописи не горят» и высшие силы все равно воздадут Мастеру за его труды по заслугам. Также как и писателям МОССОЛИТа. Каждый из них оказывается в ситуации, которая отражает его характер и поведение, хотя никто из них не считает себя неправым.

История создания

Этот роман Булгаков писал 12 лет. История о Мастере и Маргарите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о Воланде и Москве занимала все мысли писателя. При этом ни малейшей надежды на публикацию у автора не было: за ней последовал бы расстрел (да и не взялся бы никто публиковать это произведение).

Булгаков окончил работу над романом в 1939 г. Будучи тяжело больным, он продолжал диктовать жене поправки к роману. До последнего момента жизни автор создавал это великое произведение.

Благодаря неимоверным усилиям Елены Сергеевны Шиловской, жены Булгакова, спустя 27 лет после смерти писателя роман «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде опубликовали в журнале «Москва».

Проблематика:

  • истина и её суть (Пилат и Иешуа);
  • борьба добра и зла;
  • внутренняя свобода и несвобода (Пилат, Мастер);
  • человек и власть (Пилат);
  • человек и деньги;
  • связь времён;
  • любовь и её суть (Мастер, Маргарита);
  • верность и предательство.

Смысл названия: Михаил Булгаков долго не мог определиться с названием романа. Черновые варианты назывались «Инженер с копытом», «Князь тьмы» или даже просто «Сатана». Но впоследствии Булгаков ушёл от демонической темы — вернее, сместил её на периферию, утвердив как главное содержание романа любовь (Маргарита) и творчество (Мастер).

Литературное направление: в силу самобытности роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к какому-либо определённому литературному направлению. Можно сказать, что этот роман сближается с эстетикой магического реализма (вплетение магических элементов в реалистическую картину мира). В русской литературе к магическим реалистам можно также причислить Гоголя.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: «Мастер и Маргарита» — это сатирический, социальный, фантастический и философский роман. Кроме того, в композиционном отношении он представляет собой «роман в романе».

Время и место действия: роман о Мастере и Маргарите, о Воланде — Москва, 1930-е годы, весна.

Роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате — Иерусалим, весенний месяц нисан.

Критика

Булгаков едва ли мог рассчитывать на понимание своими современниками этого романа. Но одно он понимал точно – роман будет жить. «Мастер и Маргарита» до сих пор кружит головы уже не первому поколению читателей, а значит, является объектом постоянной критики.

В.Я. Лакшин, например, обвиняет Булгакова в отсутствии религиозного сознания, но восхваляет его нравственность. П.В. Палиевский отмечает смелость Булгакова, который одним из первых разрушил стереотип уважения дьявола, высмеяв его. Таких мнений много, но они лишь подтверждают заложенную писателем мысль: «Рукописи не горят!».

Философский подтекст

В фильме «Мастер и Маргарита» не только повествуется история о боковшейся магии и любви, но и отражается более глубокий философский подтекст.

Этот подтекст направлен на просветление зрителя в вопросах нравственности и человеческих ценностей

В частности, в фильме подчеркивается важность духовного развития и самопознания

Духовное развитие выражается в постоянном потреблении знаний, в исследовании своих мыслей и чувств, а также в созерцании прекрасного. Именно такую жизненную позицию демонстрируют главные герои фильма.

Помимо этого, фильм также подчеркивает важность духовной свободы и независимости от окружающей среды. Главные герои решаются на открытые искания и выходят за рамки своего установленного образа жизни

Таким образом, философский подтекст фильма призывает зрителя к поиску истины в собственной душе, а также к открытости исканиям и новым знаниям.

Еще о дуализме

В заключение хотелось бы вернуться к вопросу о дуализме. Его идея весьма соблазнительна. Если кто-то есть на стороне света, то значит, необходимо, чтобы кто-то выбрал тьму, иначе «нарушится равновесие мироздания». Появляется даже некая мессианская идея зла. А если добавить сюда постулат об относительности всякого деяния, то получим идеологию, присутствующую в современном культурном пространстве. Говоря о кино, можно в качестве примера привести фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор». В этих российских (русскими их назвать трудно) фильмах с помощью голливудских технологий зрителю показан «зороастрийский» взгляд на мир. Зороастризм — религия Древнего Ирана. Она является образцом дуализма. Существует два верховных божества, равных по силе: добрый Ахура-Мазда и злой Ариман, находящиеся в постоянной борьбе. Впрочем, в зороастризме все же присутствовало чаяние, что когда-нибудь Ахура-Мазда победит Аримана. Современные же «зороастрийцы от культуры» не просто не надеются на подобную победу. Скорее, они всячески противятся ей и тем самым умножают зло, подтверждая, что невозможно оставаться нейтральным в борьбе между двумя противоположными силами. Главным же оценочным критерием в таком мировоззрении является кассовый сбор. Но золотой телец находится отнюдь не «по ту сторону добра и зла», а в очень конкретном месте — в том, из которого приходит Воланд-сатана.

О том, что Бог есть. (а в те времена это немало было, такое заявить)о том, что за все приходится платить. А партнер расплачивается наравне.о том, что Свет и Тьма не воюют, просто каждый делает то, что должен.о том что никогда и никто не поверит в мистику пока не столкнется с ней носом, а столкнувшись — с ним может произойти все что угодно. Но больше всего шансов что он просто умрет или сойдет с ума. Особенно если эгоистично настроен и не имеет уважения к тому, с чем связался.О том, что ни к чему догонять то, что уже ушло.О том, что люди не меняются даже через сотню — другую лет.О том, что счастье приходит тогда, когда ты делаешь то, что хочешь, а не подчиняешься правилам.О бескорыстной любви..это произведение не для всех. Поэтому в Советские светлые его никто не понимал или вид делал. Герои и некоторые реплики были уколом определенным личностям.А писалось оно вообще лично для. . да вы и сами знаете для кого.

Любви обман не тешил Мастера в минете,Анала призрак Маргариту не смущал.. .Но вот нашли они друг друга в Интернете -Мираж надежды их конкретно обуял.. .

Матриархат зачат в причинном океане -По зову вечности влюбились мы с тобой…Разверзлись хляби, растворённые в нирване -Вселенной матка, вздрогнув, выпала в отстой…

Суть в том, что в жизни есть темная сторона — Волонд и светлая — Мастер и Маргарита, что все не случайно!

Суть в том «во что веришь, то и есть» и то что человек всегда получает по заслугам, и то что над человеком есть высшие силы. Но это не фильм так то

О том что добро не всегда несет позитив, и зло-это порой не так уж и плохо. Все относительно. Есть над чем подумать. А любовь-она всегда права!

Тысячелетние разговоры: кто Иисус? , зачем Иисус? , куда Иисус? , и. т. д. Этот фильм, так же как и книга, о невежестве человечества. миллионы лет живёт, а не знает кто он? откуда? и куда?

В любом фильме в любом фильме ты увидишь Безрукова, если ты о сериале. А если о сути.. .

Где есть Христос, там будет и Иуда,

А где Иуда, там всегда кресты.

Жизнь не изменит никакое чудо,

За исключеньем чуда доброты.

Пока жестокость не забудут люди,

Земля не станет колыбелью роз.

Из века в век, так было — и так будет:

Добро и Зло, Иуда и Христос.

Этот фильм об одном сумашедшем.. которому мерещилась всякая чертовщина ..и в психушке он скончался. от глюков.

Фильм не знаю, но в целом произведение показывает. что советская власть не изменила греховные души людей, а главные как бы положительные герои романа, — это Маргарита, изменяющая мужу и желающая стать ведьмой, и сумасшедший Мастер, изменяющий тексты священного писания

  • Консервирование мяса поваренной солью кратко

      

  • Образ жизни в древней греции кратко

      

  • Уравнения лагранжа первого рода кратко

      

  • Космическая и атомная гонки холодной войны кратко

      

  • Советское государство в годы гражданской войны кратко

Тщательно спрятанные детали

Фильм «Мастер и Маргарита» содержит множество деталей, которые были спрятаны мельчайшими манипуляциями. Каждая деталь имеет свое значение и направляет зрителя к правильному пониманию смысла фильма.

Одним из заметных примеров тщательно спрятанных деталей является повторяющийся символ — кот Бегемот. Во многих сценах кот врывается в кадр неожиданно и, казалось бы, без всякой причины. Однако такой прием намеренный, поскольку кот является символом дьявольской сущности, вмешивающейся в жизнь главных героев.

Еще одной тщательно спрятанной деталью является кадр, в котором булгаковский Мастер пишет на стене своей комнаты «Не собирайтесь со мной». Эта фраза становится ключом к пониманию судьбы Мастера, который стал жертвой тех сил, которыми он сам управлял.

В целом, детали, скрытые в фильме «Мастер и Маргарита», являются важными инструментами, направляющими зрителя к глубинному смыслу работы. Каждое мельчайшее действие персонажей, каждый объект, каждый кадр имеют свой смысл и несут в себе информацию, помогающую разгадать концовку фильма.

Интерпретации концовки фильма

Концовка фильма «Мастер и Маргарита» по-разному трактуется зрителями и критиками.

Одна из интерпретаций гласит, что все происходившее — лишь творческие вымыслы Мастера и он на самом деле не был распят. Это мнение подкрепляется фрагментами из письма Мастера, где он говорит обо всех перевоплощениях, которые проходит Христос в его романе, и о том, что сцена распятия — это просто визуальная интерпретация.

Другая интерпретация говорит о том, что распят был настоящий Мастер, но его смерть открывает дорогу для настоящей жизни Маргариты. Это мнение подкрепляется последними кадрами, где Маргарита встречается со своим любимым Мастером в другой реальности.

Третья интерпретация считает, что финал является метафорой, где Мастер оказывается жертвой своих творений и распят на кресте со своими персонажами. Это позволяет зрителю задуматься о том, как сильно автор всевластен над своим творением.

Смысл названия Мастер и Маргарита, романа Булгакова

Мастер и Маргарита – величайшее творение, вызвавшее бурю эмоций как у критиков, так и простых ценителей творчества Булгакова. В нем присутствует и сатира, и доля авантюризма, и ярко выраженное психоэмоциональное напряжение. Попробуем разобраться, какой смысл у названия Мастер и Маргарита и почему автор решил подписать роман именно так.

Смысл названия Мастер и Маргарита, сочинение

Сочинение стоит начать с того, что в романе прослеживается далеко не одна сюжетная линия. Автор в своем произведении затрагивает далеко не одну проблему: любовь, нечисть, религию, творчество и советскую власть. Соответственно, смысл названия романа заключается не только в искренних и светлых чувствах главных героев, но и борьбе с нечистой силой в лице самого дьявола.

Первое что приходит на ум, когда слышишь название данного произведения – сочетание искренней любви и творчества, благодаря которому удается достичь великой цели. Все это в творении Булгакова доведено буквально до идеала. Например, у Мастера даже отсутствуют фамилия и имя. Автор представляет его настоящим профессионалом дела, которому он посвятил свою жизнь. Мастер пишет роман не так как угодно власти, а как считает нужным. Смысл жизни главного героя – творчество.

В сочинении о смысле названия романа Мастер и Маргарита нельзя не упомянуть, что данное произведение считается автобиографичным. У Мастера и самого Булгакова отмечается много чего общего. Например, оба они литераторы, чьи труды оказываются не востребованны. И первый, и второй, решается сжечь свой роман. Кроме того, и у великого творца и его персонажа есть шапка ермолка, на которой написана буква М.

Другой смысл названия произведения Мастер и Маргарита несет главная героиня, имя которой в нем присутствует. Она олицетворяет самоотверженную любовь. Женщина терпела с возлюбленным все невзгоды, искренне ценила его творчество. Ради него она готова была даже пойти на сделку с Сатаной, стать королевой дьявольского бала, выступить в роли ведьмы. Маргарита сознательно продает душу Воланду. Женщина презирает гонителей Мастера так же сильно, как любит главного героя. Получив дьявольскую силу она мстит обидчикам своего возлюбленного. Без малейших колебаний женщина готова разделить участь любимого, отказавшись от самодостаточного мужа и множества благ.

Как я понимаю смысл названия романа Мастер и Маргарита

Если говорить кратко, смысл названия романа – это противостояние нежных чувств и творчества. Одно из этих понятий попросту нельзя превознести перед вторым, но и их равенство невозможно. Мастеру встреча с возлюбленной и зародившиеся чувства являются в качестве дара, благодаря которому ему удается избавиться от одиночества. Вспыхнувшая между главными героями страсть становится вечной. В этих чувствах раскрывается как духовная связь, как и нежность, характерная для влюбленных.

Смысл названия романа Мастер и Маргарита кратко можно описать следующим образом – это единство главных героев. Здесь отображена связь таланта, творчества и искренних чувств. Автор подчеркивает, насколько важна данная взаимосвязь. Перед ней оказываются бессильными как власть, так и нечисть. Если рядом есть тот, кто способен пойти на любые жертвы ради любви, все недоброжелатели не страшны, они попросту не способны причинить вред. По сути, у каждого такого творца, как Мастер, должна быть столь самоотверженная возлюбленная, как Маргарита. Только тогда жизнь сможет обрести смысл, а творец одержать победу несмотря на всевозможные проблемы, подстерегающие на жизненном пути. Об этом и говорит Булгаков в своем произведении.

Главная мысль

Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. Булгаков старался показать, что всё совершенно не так, как мы привыкли представлять. У многих людей значения этих ключевых понятий путаются и искажаются из-за влияния развращающей и отупляющей идеологии, из-за сложных жизненных обстоятельств, из-за недостатка ума и опыта. Например, в советском обществе даже донос на членов семьи и друзей считался хорошим поступком, а ведь он вел к смерти, длительному заключению и разрушению жизни человека. Но граждане вроде Магарыча охотно пользовались этой возможностью решить свой «квартирный вопрос». Или, к примеру, конформизм и стремление угодить власти – это позорные качества, но в СССР и даже сейчас многие люди видели и видят в этом выгоду и не стесняются их демонстрировать. Таким образом, автор призывает читателей задуматься об истинном положении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков. При строгом анализе выяснится, что мы сами в ответе за те мировые беды и потрясения, которые нам не нравятся, что без кнута и пряника Воланда мы сами не хотим меняться к лучшему.

Смысл книги и «мораль сей басни» заключается и в необходимости расставить приоритеты в жизни: научиться смелости и настоящей любви, восстать против зацикленности на «квартирном вопросе». Если в романе Воланд приехал в Москву, то в жизни надо впустить его в свою голову, чтобы провести дьявольский аудит возможностей, ориентиров и стремлений.

Объяснение сюжета

Как большинство книг со смыслом, роман Булгакова затрагивает различные вопросы, волнующие общество: философские, социальные, политические.

Основные проблемы, поднятые автором в произведении – противостояние:

  • добра и зла;
  • смелости и трусости;
  • порока и добродетели;
  • верности и предательства.

Автор хотел показать, насколько тонка грань между этими понятиями, как легко перейти черту, отделяющую их друг от друга. Это видно на примере Маргариты. Благие цели по соединению с любимым оборачиваются сделкой с Дьяволом.

Книга имеет и политическую подоплеку. Действие романа происходит в 30-е годы – время жестоких репрессий, постоянных доносов. Трусость мешает людям изменить ситуацию, пойти против системы. Это произошло и с Пилатом, не решившимся заступиться за невиновного.

Смысл книги Мастер и Маргарита – показать взаимосвязь добра и зла. Не всегда люди знают, к каким последствиям могут привести их поступки. Но каждый человек должен самостоятельно сделать выбор, неся за него ответственность.

Заключение, краткие выводы и основная проблематика:

Роман «Мастер и Маргарита» — это глубоко философское произведение отечественной литературы, рождённое в творческих исканиях и испытаниях гения слова Михаила Булгакова. Более шести редакций перенесла эта рукопись, причём одна из них была безжалостно сожжена автором. Но, как известно, «рукописи не горят» — роман увидел свет и до сих пор будоражит умы читателей и литературных критиков.

Не стоит принимать этот литературный труд как сатиру над дьявольскими кознями — это нечто большее, чем просто увлекательное чтиво о похождениях свиты Сатаны. На первое место в книге выдвинуты проблемы настоящей, вечной и бессмертной любви, искреннего милосердия, поиска правды и существование справедливости — если не на этом свете, то хотя бы на том.

Одного только краткого содержания для понимания сложных сюжетных перепутий в романе мало. Это произведение лучше воспринимать в полном варианте. Как дополнительный источник информации можно посмотреть одноимённый фильм-сериал снятый Владимиром Бортко в 2005 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: